В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/7
Общество
В 2017 году колёсный пароход «Н. В. Гоголь» начнёт ходить в Котлас

В 2017 году колёсный пароход «Н. В. Гоголь» начнёт ходить в Котлас

29.06.2016 10:00Игорь АНДРЕЕВ
А уже этим летом легендарное судно впервые за несколько лет совершит четырёхдневный рейс.

На Северной Двине в разгаре 105-я навигация колёсного парохода «Н. В. Гоголь».

В 2015 году пароход сделал 50 рейсов по Северной Двине. Из них половина — это прогулочные, двухчасовые экскурсии. Остальная часть — корпоративные мероприятие и рейсы для сотрудников северодвинской «Звёздочки», в ведении которой и находится судно. 

В эту навигацию количество рейсов может оказаться значительно меньше. Причиной тому не техническое состояние корабля и не отсутствие интереса со стороны туристов, а погода. Только за июнь, из десяти намеченных экскурсий на пароходе удалось осуществить только пять. Помешали плохая погода и штормовой ветер.

— Погода в этом году нас крайне настораживает. Мы занимаемся организацией экскурсий на «Гоголе» с 1996 года и такое количество сорванных рейсов мы отмечаем впервые. При этом в будние дни в этом июне наоборот стоит хорошая погода, — рассказывает Сергей Никулин, финансовый директор компании «Помор-тур», которая занимается организацией туристических туров на пароходе.

Всего на борт в дальние рейсы «Гоголь» берёт около 50-ти туристов.

Возвращение в Котлас

Пароход «Н. В. Гоголь» был заложен в 1910 году на нижегородском Сормовском заводе по заказу Северного пароходного общества. На начало прошлого века он считался последним словом речной техники. Долгое время пароход использовали на маршруте Архангельск-Вологда. В годы войны он исполнял роль госпитального судна. До 1972 года возил пассажиров по линии Архангельск-Котлас. После был приобретён «Звездочкой» для организации отдыха рабочих. 

— В этом июле, кроме экскурсий мы проведём ещё один рейс по маршруту Архангельск — Брин-Наволок — Новинки — Архангельск на четыре дня и три ночи. Этот рейс мы выполняем совместно с московской турфирмой. По итогам этой поездки будет принято решение о проведении в следующем году аналогичных рейсов и рейса Архангельск — Котлас, — отметил Сергей Никулин.

По его словам, восьмидневный речной тур до Котласа возможен, однако из-за обмеления на Северной Двине в нескольких местах появились «перекаты», которые будет сложно преодолеть пароходу. Поэтому рейс можно будет совершить только в конце мая — начале июня, когда уровень воды в реке позволит пройти пароходу до Котласа.

Как показывает практика прошлых лет, такие продолжительные рейсы по рекам Архангельской области интересуют в первую очередь состоятельных туристов из Москвы и Санкт-Петербурга. Всего на борт в дальние рейсы «Гоголь» берет около 50-ти туристов.

Концерт на палубе

В этом году пароход должен был окончательно «прописаться» на Красной пристани и выходить в рейсы оттуда. Однако, как выяснилось, по документам, колесник может принимать туристов только с морского-речного вокзала. Ситуация должна изменится к следующей, 106-й навигации дореволюционного парохода.

— Принимая туристов с Красной пристани, мы сможем расширить программу рейсов по Северной Двине, устраивать отдельные экскурсии по самому пароходу и использовать корабль для выступления различных музыкальных коллективов. Идей много, — считает Сергей Никулин.

Уникальная паровая машина «Гоголя» работает с 1911 года.

Обновлённая легенда

Сегодня основная нагрузка по содержания стопятилетнего судна лежит на плечах владельца — центра судоремонта «Звёздочка». Ежегодно речной долгожитель становится зимой на ремонт в док к атомным подводным лодкам. За последние десятилетия северодвинские корабелы обновили практически полностью корпус корабля, каюты, обшивку и т. д. 

В этом году силами предприятия на пароходе была заменена обшивка главной палубы, реконструированы десять кают первого класса. Кроме того, паровые механизмы машинного отделения прошли профилактику и мелкий ремонт.

Последнее масштабное обновление пароход прошёл на «Звёздочке» в 2014-2015 годах. Тогда корабелы заменили 50 процентов всей подводной части «Гоголя», отремонтировали механизмы и обновили интерьер парохода. 

Неизменным остается уникальная паровая машина, которая работает с 1911 года. Только в процессе модернизации изменился тип питания парового движителя — вместо дров сегодня применяется мазут. Ещё одна неизменная часть парохода — паровое рулевое устройство.

Как признаются сами представители турбизнеса, поддерживать в работоспособном состоянии такой корабль сегодня может только «Звёздочка». И, несмотря на достаточно высокую стоимость билетов и аренды судна, значительная часть расходов ложится на судоремонтное предприятие.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.