В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/2
Общество
Архангельский трамвай. Юбилей без именинника

Архангельский трамвай. Юбилей без именинника

24.06.2016 17:32Елена ИСАЕВА
​25 июня архангельскому трамваю исполнилось бы 100 лет. Это была самая северная трамвайная система и в российской империи, и в СССР.

Архангельский трамвай был единственным в стране, который не прекращал свою работу ни на день даже в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

Идея организовать недорогой общественный транспорт возникла еще в конце XIX века, но денег в городской казне было мало и мечты воплотились в реальность лишь в 1916 году. Инженерные работы вёл приглашенный  из Пскова специалист Константин Репин, а после его отъезда — архангелогородец Фридрих Диц. В областной научной библиотеке сохранилась документы того времени.

Галина Мурашова, ведущий библиотекарь отдела краеведения «Русский Север» АОНБ имени Добролюбова:

«На книжной выставке, которая открылась в отделе краеведения „Русский Север“, есть уникальное издание. Это исторический очерк электротехнических предприятий Архангельска — машинописная рукопись, созданная самим Фридрихом Дицем. Это рассказ о том, как создавалось электрическое освещение и электрические сети для трамвая с 1916 года. И немного Диц касается моментов истории. В книге есть очень интересные пометки, которые Фридрих Диц сделал собственноручно».

На выставке можно увидеть фотографию трамвая — музейного экспоната. Ещё недавно вагончик занимал место возле Гостиных Дворов. Пожалуй, только здесь в Архангельске всё еще сохранились настоящие трамвайные рельсы.

Илья Войнов, пресс-секретарь Архангельского краеведческого музея:

«Когда в 1916 году началось регулярное трамвайное движение, то сразу было принято грамотное решение применять не узкую европейскую, а широкую колею. Благодаря этому во время Великой Отечественной войны трамвайные пути в Архангельске использовались для перемещения грузов, которые прибывали в архангельский порт».

Сейчас музейный трамвайный вагон находится в цехе завода «Красная кузница», где уже заканчивается реставрация раритета. Этот вагон был выпущен в 1957 году. В отличие от подобных экспонатов в других городах — наш уникален тем, что является техническим, то есть этот вагон использовался для выездов аварийных бригад.

Теперь трамвай для Архангельска — только экспонат. Самая северная трамвайная система приказала долго жить в 2004 году. И, как ни грустно, но столетний юбилей придется отмечать без именинника.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.