Ранее мы уже писали о проблемах областного центра с ливневой канализацией. Сегодня поговорим о других бедствиях.
Архангельск продолжает переживать крысиные интервенции. Дератизаторы, разумеется, нанесут массированные химические атаки по грызунам и последние на время отойдут в укрытия. Но потом всё вернётся на круги своя: крысы продолжат сближаться с человеком, поскольку вряд ли сгинет благоприятнейшая среда их обитания — обильный и калорийный мусор.
Тучные 2000-е сделали своё дело: потребление товаров возросло, в разы увеличилось и количество выкидываемого мусора. Кризисные экономические явления, конечно, вносят свои коррективы в быт, но не настолько, чтобы отменять покупку йогурта или яиц. Мусоропроводы стоят переполнены, на заваленных отходами контейнерах восседают вороны. В Поморье не редкость, когда собственник жилья ленится (или брезгует) открыть люк мусоропровода и откомандировать вниз свои «драгоценные» отходы. Благоухающие пакеты оставляются на лестничной площадке уборщице «в подарок». Поэтому не стоит удивляться появлению в подъездах хвостатых пришельцев.
Конечно, можно попытаться решить проблему радикально, ликвидировав мусоропровод как таковой. Кстати, в некоторых российских городах уже были дискуссии по этому поводу. Но в Архангельске этот вопрос серьезно пока не обсуждался. Да и реализация такой инициативы чревата захламлением придомовой территории. Сейчас большой объём отходов скрыт от наших взоров домовыми мусорокамерами. Представляете, что будет, если всё это «добро» окажется на площадке во дворе?
Процент неплательщиков растёт
Если контейнерная площадка у вашего дома переполнена, то требовать соблюдения чистоты надо прежде всего с управляющей компании или ТСЖ. Они должны заключать договоры со спецорганизациями, занятыми вывозом бытовых отходов (либо сами вывозить мусор), а кроме того контролировать качество и своевременность выполнения данных работ. Но не всё зависит от одних только «управляек».
— К сожалению, у целого ряда управляющих компаний заключены договоры на вывоз отходов только из контейнеров, а вывоз крупногабаритного мусора не учтён, он осуществляется за дополнительную плату. Основной причиной сложившейся ситуации является низкая платежная дисциплина. Процент неплательщиков, жителей нашего города, увеличивается. Управляющие компании испытывают существенный недостаток средств, что приводит к задержкам вывоза мусора, в первую очередь крупногабаритного, — рассказывает о ситуации глава департамента городского хозяйства Архангельска Виталий Акишин.
Работа от САХи
Предприятием, ответственным за вывоз большей части производимого архангелогородцами мусора, является МУП «Спецавтохозяйство». Он работает примерно с тремя сотнями управляющих организаций. Как пояснили ИА «Регион 29» в мэрии Архангельска, задержка платежей бьёт непосредственно по САХу.
— Задержка платежей на два месяца муниципальному предприятию — норма, но есть управляющие компании, задолженность которых составляет от пяти до 11 месяцев. Нередки случаи, когда денежные средства так и не поступают предприятию, мусор вывезен и утилизирован, услуги оказаны, но по причине банкротства контрагентов, денежные средства так и не поступают. Это негативно сказывается на финансовом положении МУПа, — отмечает Виталий Акишин.
Гордума утвердила нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов и крупногабаритного мусора. Предусмотрен годовой рост норм накопления, учитывающий увеличение потребления товаров населением. В соответствии с нормами и количеством проживающих в доме управляющие организации должны рассчитывать объём и кратность вывоза отходов.
В администрации Архангельска поясняют, что мусор вывозится согласно графику, представляемому обслуживающей жилфонд организацией. Вывозить можно и чаще, но за дополнительные услуги необходимо платить. Любой собственник в многоквартирном доме имеет право инициировать общее собрание и вынести на обсуждение вопрос об увеличении периодичности вывоза, но маловероятно, что соседи такого активиста отреагируют позитивно, узнав о цене вопроса.
Каморра по-архангельски
По поводу взаимодействия с САХом у представителей управляющих организаций — мнения разные. Например, Галина Мартынова, более 20 лет руководившая ТСЖ «На Галушина» утверждает, что никогда не испытывала проблем с МУПом. Председатель ТСЖ «Новгородский, 35» Мария Иованович, напротив, говорит, что отношения были не безоблачны.
— Ввести свои пожелания в договор нам было непросто, они нам навязывали свои условия, — объясняет Мария Фёдоровна.
Упорядочить график вывоза тоже нелегко. Хотя причина, наверное, не в САХе, а в недобросовестных потребителях услуг. Контейнерная площадка того же «Новгородского, 35» испытывает спонтанные сверхнагрузки. Дело в том, что грузовики, обслуживающие окрестные магазины могут как ни в чём не бывало свалить свой крупногабаритный балласт «в подарок» ТСЖ. Ситуация отчасти напоминает то, как действовала неаполитанская мафия «каморра». Предлагавшие услуги по утилизации отходов мафиози просто вываливали их где попало.
Как бороться с такими проявлениями в Архангельске, наверное, должны подумать городские власти.
Кстати, чтобы справиться с мусорным коллапсом 2011 года тогдашнему премьеру Италии Сильвио Берлускони пришлось ввести в Неаполь войска. В плане обращения с мусором весьма богатый опыт накопила Швейцария, где введены жесточайшие штрафные санкции. Например, выброшенный из автомобиля на дорогу пакет может стоить нарушителю более 9000 долларов.
Перспективы утилизации
Другой момент работы с САХом, мешавший, по словам Марии Иованович, долгосрочным отношениям с ТСЖ, — невозможность перерасчёта.
— Цена услуги, на мой взгляд, должна быть плавающей: если вы вывезли для утилизации меньший объём, то и расход у вас меньший. Тогда жильцам нужно вернуть эти деньги, — уверена председатель.
В конце-концов товарищество стало работать с другой компанией — «Спецтехслужбой», которая пока более покладиста. Сейчас конкуренцию САХу в Архангельске составляют около десяти профильных компаний.
В мэрии же подчёркивают необходимость появления нового полигона ТБО. Нынешний полигон заполняется с 1955 года и потенциал его иссякает.
— Необходимо либо реконструировать действующий полигон, либо создавать новый, а старый рекультивировать, — отмечает Виталий Акишин.
Оба варианта развития требуют привлечения крупных частных инвестиций. Это неизбежно отразится на стоимости утилизации. Как вы понимаете, не в сторону уменьшения.