Терминал Экономия архангельского морского торгового порта способен круглогодично перерабатывать до 4,5 миллиона тонн груза. Из действующих терминалов Экономия — самый крупный: отсюда, в частности, налажено основное морское сообщение с Европой. Что касается сухопутного сообщения с портом, выгоднее всего оказалось доставлять и забирать груз с помощью автотранспорта: большегрузные «дальнобойные» автомобили приходят со всей России. Грузопоток настолько велик, что далеко не все машины разгружают или загружают в день приезда. Увеличивают срок стоянки и трудности с оформлением документов на проезд в порт.
Фото Артёма Келарева
Ни дороги, ни покоя
Пройдясь вдоль конечной остановки архангельских автобусных маршрутов № 9 и № 69 - «Порт Экономия» — можно насчитать с десяток грузовых автомобилей. Это ещё мало — говорят пассажиры на остановке, машин по пятьдесят стоит обычно:
«Сколько точно — мы же не считаем. У них здесь отстой, платить за стоянку не надо, вот и стоят, ждут своей очереди. Началось это два года назад, поначалу не так заметно. А вот прошлым летом стали занимать всю округу. Здесь, у конечной остановки, водители автобусов и дальнобоев дрались за место на стоянке. Дорога была ещё год назад хорошая, а сейчас разбита. Мусор и прочая грязь сразу у дороги, туалета ведь нет у них. Зимой, когда ждём автобус — задыхаемся от выхлопов: машины двигатели прогревают».
Прохожу чуть дальше по тротуару — и едва не попадаю под колёса тягача: чтобы развернуться и сдать задом на импровизированную стоянку, крупногабаритный трак занимает пешеходную дорожку. Женщина, идущая навстречу, сетует:
«Постоянно они тут крутятся, день и ночь: не знаешь, как и дорогу-то перейти. Это сегодня их ещё мало! Шум такой, что форточку не открыть ночью — невозможно спать. И дорогу всю разбили».
Большегрузный транспорт разбил основной участок проезда по микрорайону Экономия — от моста через реку Долгая щель до въезда в порт. Не дорога, а полоса препятствий: ямы, трещины.
У магазина на конечной автобусной остановке — ещё двое местных жителей. Подтверждают: да, стоят тягачи с фурами постоянно, помногу и подолгу.
— А чего — раз надо им, так и стоят. Лет пять, как всё это происходит, — рассказывают. — Раньше — там, ближе к порту стояли, а сейчас-то много идёт ведь. Знакомые наши живут на 26-м лесозаводе, это за мостом через Долгую щель, на подъезде к Экономии: говорят — по ночам постоянный шум от проезжающих фур. Нам больше всего не нравится, что дорога разбита. А шум — привыкли уже, на работе ведь тоже шумно.
Ребятам-водителям неудобно, конечно, они попали в безвыходное положение. Бывает — целая очередь из машин стоит, от ворот в порт и до моста. Стоянку раньше ведь начинали делать, у въезда в порт, но не доделали. А за кустами тут пустырь большой, места хватило бы для стоянки для всех».
Стоянка — призрак
Шокирующие подробности о том, как начали делать стоянку рядом со въездом в порт, да так и не сделали, рассказывают воспитательницы местного детского сада. Они сочувствуют дальнобойщикам, но, с другой стороны, признаются: сегодня машины встали на стоянку уже совсем рядом с садиком, сразу за оградой.
Фото Артёма Келарева
«Нас это не устраивает, конечно, но где же им стоять? Это же работа, они же не во вред нам тут приехали. Кто их отправляет — пусть дороги нам и делают. Пять лет я живу здесь — дороги нормальной не видела от моста и до порта. Стоянку-то уже начали делать, рядом с проездом в порт, но там трактор утонул, с водителем - молодым парнем».
На подходе к воротам, ведущим в порт, справа, за завалами земли и бетонных обломков — и в самом деле зияет посреди болотины большая лужа. Рядом, в память о погибшем, к берёзе привязаны искусственные цветы.
Трагедия, по информации Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области, произошла 5 мая 2015 года:
«При проведении работ у КПП «Экономия» бульдозер, в кабине которого находился 30-летний машинист Орлов Д. А., опрокинулся в заболоченный пруд (бывший пожарный водоём). Мужчина утонул».
Фото Артёма Келарева
«Автозаложники»
Дальнобойщики, мягко говоря, скупы на слова, но подтверждают: да, порядка полусотни машин стоит на Экономии ежедневно. Один водитель оказался разговорчивым, но начал «в сердцах»:
«Да какие вам комментарии? Маты одни! Я тут, в этот раз, — со вчерашнего вечера. Езжу сюда — из Ярославля в основном, а вот сколько ждать — это зависит от заявки на пропуск в порт. На меня заявку не сделали: вот, стою… Люди, бывает, по неделе стоят. С Алтая, из Татарстана, отовсюду. Компаний, что сотрудничают с портом — да это вся страна! И сюда везут, и отсюда забирают. Допустим, если компания один раз тут груз забирает, — разве им это надо: что-то здесь строить для водителей?
Да, хотели стоянку сделать, но трактор вон там утонул, и всё. А теперь и самим работникам порта под стоянку для легковушек места едва хватает. Здесь что-то начнёт меняться, если только сами местные жители начнут действовать, добиваться, чтобы и для них, и для нас сделали человеческие условия».
Руководство архангельского морского торгового порта и терминала «Экономия» комментировать создавшуюся ситуацию отказалось.