В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/2
Экономика
На том стоит Экономия

На том стоит Экономия

27.05.2016 10:48Николай КАРНЕЕВИЧ
Несанкционированная стоянка грузовиков в портовом микрорайоне Архангельска создаёт проблемы и для местных жителей и для водителей фур.

Терминал Экономия архангельского морского торгового порта способен круглогодично перерабатывать до 4,5 миллиона тонн груза. Из действующих терминалов Экономия — самый крупный: отсюда, в частности, налажено основное морское сообщение с Европой. Что касается сухопутного сообщения с портом, выгоднее всего оказалось доставлять и забирать груз с помощью автотранспорта: большегрузные «дальнобойные» автомобили приходят со всей России. Грузопоток настолько велик, что далеко не все машины разгружают или загружают в день приезда. Увеличивают срок стоянки и трудности с оформлением документов на проезд в порт.

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Ни дороги, ни покоя

Пройдясь вдоль конечной остановки архангельских автобусных маршрутов № 9 и № 69 - «Порт Экономия» — можно насчитать с десяток грузовых автомобилей. Это ещё мало — говорят пассажиры на остановке, машин по пятьдесят стоит обычно:

«Сколько точно — мы же не считаем. У них здесь отстой, платить за стоянку не надо, вот и стоят, ждут своей очереди. Началось это два года назад, поначалу не так заметно. А вот прошлым летом стали занимать всю округу. Здесь, у конечной остановки, водители автобусов и дальнобоев дрались за место на стоянке. Дорога была ещё год назад хорошая, а сейчас разбита. Мусор и прочая грязь сразу у дороги, туалета ведь нет у них. Зимой, когда ждём автобус — задыхаемся от выхлопов: машины двигатели прогревают».

Прохожу чуть дальше по тротуару — и едва не попадаю под колёса тягача: чтобы развернуться и сдать задом на импровизированную стоянку, крупногабаритный трак занимает пешеходную дорожку. Женщина, идущая навстречу, сетует:

«Постоянно они тут крутятся, день и ночь: не знаешь, как и дорогу-то перейти. Это сегодня их ещё мало! Шум такой, что форточку не открыть ночью — невозможно спать. И дорогу всю разбили».

Большегрузный транспорт разбил основной участок проезда по микрорайону Экономия — от моста через реку Долгая щель до въезда в порт. Не дорога, а полоса препятствий: ямы, трещины.

У магазина на конечной автобусной остановке — ещё двое местных жителей. Подтверждают: да, стоят тягачи с фурами постоянно, помногу и подолгу.

— А чего — раз надо им, так и стоят. Лет пять, как всё это происходит, — рассказывают. — Раньше — там, ближе к порту стояли, а сейчас-то много идёт ведь. Знакомые наши живут на 26-м лесозаводе, это за мостом через Долгую щель, на подъезде к Экономии: говорят — по ночам постоянный шум от проезжающих фур. Нам больше всего не нравится, что дорога разбита. А шум — привыкли уже, на работе ведь тоже шумно. 

Ребятам-водителям неудобно, конечно, они попали в безвыходное положение. Бывает — целая очередь из машин стоит, от ворот в порт и до моста. Стоянку раньше ведь начинали делать, у въезда в порт, но не доделали. А за кустами тут пустырь большой, места хватило бы для стоянки для всех».

Стоянка — призрак

Шокирующие подробности о том, как начали делать стоянку рядом со въездом в порт, да так и не сделали, рассказывают воспитательницы местного детского сада. Они сочувствуют дальнобойщикам, но, с другой стороны, признаются: сегодня машины встали на стоянку уже совсем рядом с садиком, сразу за оградой.

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

«Нас это не устраивает, конечно, но где же им стоять? Это же работа, они же не во вред нам тут приехали. Кто их отправляет — пусть дороги нам и делают. Пять лет я живу здесь — дороги нормальной не видела от моста и до порта. Стоянку-то уже начали делать, рядом с проездом в порт, но там трактор утонул, с водителем - молодым парнем».

На подходе к воротам, ведущим в порт, справа, за завалами земли и бетонных обломков — и в самом деле зияет посреди болотины большая лужа. Рядом, в память о погибшем, к берёзе привязаны искусственные цветы.

Трагедия, по информации Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области, произошла 5 мая 2015 года:

«При проведении работ у КПП «Экономия» бульдозер, в кабине которого находился 30-летний машинист Орлов Д. А., опрокинулся в заболоченный пруд (бывший пожарный водоём). Мужчина утонул».

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

«Автозаложники»

Дальнобойщики, мягко говоря, скупы на слова, но подтверждают: да, порядка полусотни машин стоит на Экономии ежедневно. Один водитель оказался разговорчивым, но начал «в сердцах»:

«Да какие вам комментарии? Маты одни! Я тут, в этот раз, — со вчерашнего вечера. Езжу сюда — из Ярославля в основном, а вот сколько ждать — это зависит от заявки на пропуск в порт. На меня заявку не сделали: вот, стою… Люди, бывает, по неделе стоят. С Алтая, из Татарстана, отовсюду. Компаний, что сотрудничают с портом — да это вся страна! И сюда везут, и отсюда забирают. Допустим, если компания один раз тут груз забирает, — разве им это надо: что-то здесь строить для водителей?

Да, хотели стоянку сделать, но трактор вон там утонул, и всё. А теперь и самим работникам порта под стоянку для легковушек места едва хватает. Здесь что-то начнёт меняться, если только сами местные жители начнут действовать, добиваться, чтобы и для них, и для нас сделали человеческие условия».

Руководство архангельского морского торгового порта и терминала «Экономия» комментировать создавшуюся ситуацию отказалось.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.