Общество
Рецепт арктического туризма
1/6

Рецепт арктического туризма

27.05.2016 13:38Денис ГОРИН
Лучшее место для разговора на эту тему — Шпицберген, суровый, но притягательный для туристов край.

Ещё несколько лет назад ядром местной экономики (хоть и в дотационном формате) была угольная промышленность. Сейчас цены на уголь обвалились настолько, что даже играющие в политическую песочницу государства прекращают дотировать это направление. Впрочем, на смену одной отрасли приходит другая — уже сегодня  Шпицберген посещает до 100 тысяч туристов в год. О том, что заставляет людей платить по 2,5 тысячи евро за путешествие на край света, мы поговорили главным управляющим туристической компании Visit Svalbard Ронни Брунволл.

Разговор этот состоялся в легендарном Свальбардском ресторане Huset. Он расположен в историческом здании дома культуры шахтерского поселения Лонгйирбюен и может похвастаться лучшим в Скандинавии винным погребом (более 22 тысяч бутылок, многие из которых весьма и весьма ценны).

Главный управляющий туристической компании Visit Svalbard Ронни Брунхолдь уверен: будущее Шпицбергена — за туризмом. Фото Дениса ГоринаГлавный управляющий туристической компании Visit Svalbard Ронни Брунволл уверен: будущее Шпицбергена — за туризмом

От шахт к туризму

Шпицберген вообще удивительное место — здесь на клочке каменистой суши и льдов раскинулся современный скандинавский курорт — аскетичный, но яркий и комфортабельный, с барами, шоппинг-зоной, и отелями на любой вкус. Все это в обрамлении скал, ледников, научных станций и шахтерской инфраструктуры.

В 70 километрах от Лонгйира расположен российский посёлок Баренцбург, встречающий гостей брутальным наследием советской эпохи в виде заброшенных зданий, куч металлолома и железной дороги (наверное, самой северной в мире). Ещё в начале 2000-х здесь говорили и думали только об угле. Уже сейчас жизнь поселения фокусируется вокруг вполне современного отеля, нескольких общежитий, сувенирного магазина.

Ронни Брунхольд с ходу обрушивает на журналистов поток цифр и фактов о туристической отрасли Свальбарда. Он спешит, потому что через несколько часов отправляется вместе с очередной группой в продолжительную экспедицию.

— Сегодня мы берём людей, способных управлять снегоходом, и отправляем их на дальние маршруты продолжительностью по десять часов — рассказывает управляющий крупнейшей туристической компании архипелага. — Это довольно экстремальный туризм. Он востребован, но будущее всё-таки за более «мягкими» турами. Большинству людей нужны короткие прогулки до четырёх часов, комфорт и безопасность.

Казалось бы, на краю земли довольно сложно говорить о таких вещах… Но всё меняется. Раньше Лонгйир был суровым шахтёрским поселением. Сейчас здесь есть отличный краеведческий музей, университет, рестораны, отели. Туристу предлагают множество услуг: экскурсии, восхождения, лыжные прогулки, каякинг, круизы к айсбергам, путешествия на снегоходах.

Планируют развивать научный туризм — в связке с международным университетом Свальбарда. Есть проекты в сфере представления истории угольной промышленности, правда сейчас в сами шахты туристов не пускают по соображениям безопасности.

Центральная улица поселка Логйирбюен. Фото Дениса ГоринаЦентральная улица посёлка Логйирбюен

— Главное, что у нас есть генеральный план развития туристической сферы Свальбарда, подчеркивает Ронни Брунволл. — В этом документе заложены основные стратегические линии. Мы планируем заботиться о природе, культурном наследии, активно развивать территорию вокруг Лонгйирбюена. Наша цель сделать сам посёлок достойным и привлекательным местом для посещения.

100 тысяч — не предел

Современный туристический траффик Шпицбергена впечатляет. По словам Ронни, ежегодно на архипелаг прилетает до 60 тысяч человек. И ещё 30-40 тысяч прибывают на круизных судах.

Предельную планку турпотока сегодня определяет прежде всего гостиничный фонд. Одновременно на архипелаге можно разместить около 700 туристов — столько мест есть в Лонгйире и Баренцбурге. Впрочем, признаётся главный управляющий турфирмы Visit Svalbard, эти показатели легко можно увеличить вдвое. Нужно только оптимизировать законодательство и подготовить инфраструктуру.

Раньше на Шпицбергене было два очень чётких туристических сезона: летний и зимний. Сегодня местные компании работают над тем, чтобы туризм стал круглогодичным. К примеру, очень большой интерес вызывает период северных сияний — здесь их можно наблюдать сутками напролёт.

Главное правило — соблюдать правила

Интересно, что вместе с норвежским турбизнесом растёт и российский. Как отметил Ронни Брунволл, российская государственная компания «Арктикуголь» усиленно развивает туристическое направление, вкладывая средства в инфраструктуру посёлка Баренцбург. 

Ещё несколько лет назад было очень сложно заманить русских туристов на территорию Шпицбергена. Это связано и с дороговизной таких туров, и с кризисом в экономике. Сейчас, несмотря на кризис, ситуация меняется, русских здесь всё больше и больше.

В посёлке Баренцбург прошлое причудливо переплетается с будущим. Фото Дениса ГоринаВ посёлке Баренцбург прошлое причудливо переплетается с будущим

При этом сам туристический бизнес, по мнению норвежского специалиста, вполне доступен. Новые компании должны заплатить членский взнос и быть зарегистрированными на территории Свальбарда. И, разумеется, следовать очень жёстким правилам и ограничениям.

Здесь регламентировано буквально всё — даже то, как можно и как нельзя управлять снегоходами. Ограничения связаны как с требованиями природоохранного законодательства, так и с необходимостью обеспечить безопасность находящихся на архипелаге туристов.

Климат суровый, нет мобильной связи вне посёлков, всегда остаётся угроза со стороны белых медведей. Сегодня в туриндустрии Шпицбергена задействовано до 300 человек и довольно большое количество сезонных специалистов.

Ещё одна интересная деталь — очень лояльное по норвежским меркам налогообложение: подоходный налог для компаний, работающих на Шпицбергене составляет 16 процентов, причём все эти средства поступают исключительно в местный бюджет и идут на развитие территории. Годовой оборот местной туриндустрии сегодня — 750 миллионов крон (около шести миллиардов рублей).

Время менять законы

Спрашиваем Ронни: с какими трудностями турифирмы сталкиваются сегодня?

— Главной преградой на сегодня стало несовершенство законодательства. Мы ждём от властей очень чётких и понятных всем правил регулирования туристического бизнеса на Шпицбергене, — отвечает господин Брунхольд.

Вот, например, интересная ситуация с рыболовством. Вокруг Свальбарда огромное количество рыбы. Траулеры ведут добычу в промышленных масштабах, фабрики, расположенные прямо на судах, перерабатывают её в готовый продукт. Но закон не позволяет доставить эту продукцию сюда, в местные магазины и рестораны. В результате морепродукты сначала отправляют на большую землю, а потом самолётом на Свальбард. Что влияет на конечную стоимость и ассортимент.

Все морепродукты в ресторанах Свальбарда — привозные

Рыболовный туризм, кстати, ещё одно перспективное направление деятельности для Шпицбергена. Эта сфера очень развита в Норвегии, куда прилетают на рыбалку из многих европейских стран. А во фьордах Шпицбергена до 2015 года рыбалка была запрещена, представляете? Сейчас разрешили, правда много рыбы отсюда всё равно не увезёшь на материк — цены на багаж астрономические.

Секретная рецептура

Разговор с Ронни Брунволлом можно вести до бесконечности — уж больно интересны нюансы стремительного развития туриндустрии на Свальбарде. В то время как у нас на Соловецком архипелаге обсуждают лимитирование турпотока, а церковь и музей монополизируют местный интернет и держат туристов на голодном wifi-пайке, на Шпицберген протянули оптоволокно. Сегодня здесь лучший интернет во всей Скандинавии и заезжий турист не сталкивается с проблемой как разместить в соцсетях «себяшку» на фоне величественных гор.

Здесь, на архипелаге, очень чётко понимают: люди готовы платить серьёзные деньги за возможность прикоснуться к уникальной природе и истории. Но для этого нужна качественная инфраструктура. Номер в местных отелях стоит от 140 евро за сутки. А хороший тур обойдётся в 2,5 тысячи евро.

Цены в отелях Шпицбергена по зубам только состоятельному туристу, но отбоя от посетителей нетЦены в отелях Шпицбергена по зубам только состоятельному туристу, но отбоя от посетителей нет

Что вы можете получить за эти деньги, кроме возможности почувствовать на себе дыхание Арктики? Отель на любой вкус, от гостевого дома до шикарного Radisson. Самые северные рестораны и пабы, один из которых, к слову, занимает шестое место в мировом рейтинге питейных заведений. Самые дорогие в мире фрукты и овощи. Блюда из моржа, тюленя, оленя, и даже кита. Шопинг в безналоговой зоне, которая распространяется на алкоголь, сигареты и туристское снаряжение. Возможность ехать на снегоходе по 70-100 километров в день по каньонам среди потрясающего горного ландшафта. Риск или удачу встретить медведя. И ещё миллион услуг в сфере досуга и развлечений.

Рецепт успешного Арктического туризма на Шпицбергене уже получили. Было бы здорово применить его и на нашей территории.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.