Общество
Помнить и гордиться нужно учиться
1/2

Помнить и гордиться нужно учиться

09.05.2016 10:20Николай КАРНЕЕВИЧ
День Победы всё чаще становится объектом спекуляций и пиара самого низкого пошиба.

Память о Великой Отечественной войне и Великой Победе нашего народа — одна из тем, которая действительно может объединить и вдохновить наше общество. Другое дело — как именно эту память хранить и проявлять.

Песни о войне — разные

Посмотрев в Интернете десятки роликов, посвящённых победе в Великой Отечественной войне (в основном — видео новых российских песен, которые исполняют дети), я не нашёл ни одного, который бы вызывал вопросы к качеству: хорошая музыка, искренние и простые тексты, соответствующие возрасту. И всё же среди них встречаются (хорошо, что редко) — очень странные.

Например, 4 мая в сети появилось видео, в котором десятилетняя девочка Аня создает рисунки в стиле «песочной графики» ко Дню Победы и в память о прадеде-ветеране. Правда, вместо песка у нее — ни что иное, как часть праха прадедушки, скончавшегося год назад.

Реакция пользователей YouTube последовала незамедлительно, и была адекватной — резко негативной. Критических отзывов последовало столько, что администраторы отключили возможность комментировать видео. На самом деле ролик оказался вирусной рекламой художественного фильма по сценарию Никиты Михалкова.

Но, как ни относись к творчеству Михалкова или рекламе подобного рода, по сути ролик — самая настоящая профанация и дискредитация темы войны и Победы.

«А кораблик оказался из газеты вчерашней…»

Довольно странный проект, посвящённый Победе, реализовали на днях уже в Архангельской области. Руководство исправительного учреждения, расположенного в посёлке Североонежске Плесецкого района, инициировало патриотическую акцию «Кораблик Победы». Тех, кто воевал, защищал Отечество и спасал народ от врага, сотрудники Объединения № 2 и их дети почтили бумажными корабликами. Поделки спустили по Онеге, которая в годы войны служила водной переправой — сообщает пресс-служба УФСИН России по Архангельской области, и продолжает:

«По Онеге сплавляли лес, необходимый и важный стране. Таким образом, жители северных поселений самоотверженным трудом приближали долгожданную победу. В преддверии 9 мая кораблики пустились в дальний путь в память о тех, кому суждено было жить, трудиться, отстаивать честь и независимость нашей Родины».

Пожалуй, данная инициатива в отдельном комментарии не нуждается: само сопоставление фактов военной истории с нелепым начинанием потомков всё ставит на свои места.

«Спасибо деду за Победу!»

Ещё одно из явлений современности, заметно набирающее популярность — автомобильные наклейки ко Дню Победы в стиле «Я помню, я горжусь!». Легковые машины, с которых ведётся бойкая торговля, в майские дни можно увидеть во многих людных местах Архангельска и Северодвинска. Помнить и гордиться Победой — очень достойно. Ничего плохого нет и в «автооткрытках»: они красивы и выразительны. Другое дело — с какой целью организована их продажа?

Нам удалось связаться с одним из организаторов торговли, Сергеем. Он продаёт наклейки уже не первый год. Стоимость — от 100 рублей за картинку. По мнению Сергея, пусть хоть так люди узнают о войне и Победе, и нет ничего плохого в том, чтобы таким образом демонстрировать свой патриотизм.

И всё же, продажа картинок — это бизнес, использующий тему памяти с одной лишь целью: привлечения покупателей и, соответственно, большей выручки в итоге.

Совсем другое дело, когда автонаклейки — это уже не праздничные открытки, а угрозы и провокации типа «На Берлин!», «Можем повторить». Вот что написал по этому поводу один из пользователей социальных сетей:

«Уважаемые архангелогородцы!!! Снимите со своих автомобилей наклейки „Можем повторить“, не позорьтесь! Вы хотите войны? Вы хотите голода и разрухи? Вы желаете несчастья себе и своим родным? Вам не рассказывали о войне ваши предки и учителя в школе? Или шовинизм в ваших головах преобладает? Чёрт с вами, вы можете ездить „на Берлин“, но спешу вас предупредить: Гитлера там уже 71 год как нет, вы слегка опоздали».

Подводя итог, скажу: мы рискуем превратить святой праздник Дня Победы в китч. Риск этот пока не так велик, как может показаться. Во всяком случае, хочется верить, что людей, способных распознать цинизм, глупость и желание наживы — больше.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.