Общество
​Денис Набатов: «Дома у меня нет даже колонок»
1/5

​Денис Набатов: «Дома у меня нет даже колонок»

07.05.2016 14:46Константин ГОРЧАКОВ
Архангельский гуру звукозаписи - о том, может ли бездарность запеть и каково это — слушать музыку нон-стоп.

Современная индустрия звукозаписи творит чудеса. Каждый знает, что любая бездарность может что-то пропищать в микрофон, а в студии из этого сделают конфету. Многие даже уверены, что большинство отечественных поп-звезд современности именно таким образом и были раскручены. Выбрали подходящую кандидатуру, исходя исключительно из внешних данных, записали что-то фальшивое, поправили, обработали и выдали пару хитов. Потом растиражировали по ТВ и пустили с концертами «под фанеру» по всей стране. Популярность, слава, деньги и никакого таланта не надо.

В реалиях нынешнего кибер-общества все новейшие хитрости звукозаписи моментально становятся мировым достоянием. Одни и те же компьютерные программы и их удивительные возможности используются что в лучших студиях мира, что у нас в Архангельске. Выходит, каждый может «зазвучать» как лучшие образцы отечественной эстрады? Об этом и много ещё о чём мы побеседовали с руководителем архангельской студии звукозаписи Alliance Records Денисом Набатовым.

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

«Вытянуть» нельзя, а записать — можно

— Конечно, существуют программы, позволяющие скорректировать вокал, исправить фальшивые нотки на правильные, наложить такую обработку, что материал на выходе будет совершенно непохож на исходный. Но всему есть предел, — уверен Денис Набатов. — Вытянуть любую бездарность на высокий уровень при записи невозможно. На бытовом уровне можно что-то подправить, но если человек не обладает вокальными данными и соответствующим образованием, хоть ты убейся, ничего не получится. Есть уникумы-самоучки, но это скорее исключение, чем правило.

— А если совсем нет голоса?

— Ко мне приходят иногда люди, которые хотят записать песню маме, бабушке на юбилей, совершенно непоющие. Полный ноль. Приходится что-то делать. При записи очень важно найти подход к человеку, чтобы заставить его петь громче, смелее. Используешь какие-то хитрости, свои приёмчики, чтобы человек выдал максимум. В основном, получается и довольно-таки неплохо. Конечно, ни о каких шедеврах вокального искусства не может идти и речи. Но бабушке на день рождения, чтобы она умилилась, и это не резануло по уху, вполне достаточно. У меня за двадцать лет практики был единственный случай, когда я сказал: с этим ничего не смогу сделать. Мужичок бубнил себе под нос, просто всё на одной ноте, практически не раскрывая рот. Никак не смог его расшевелить. Во всех остальных случаях всегда находил какие-то психологические ходы. 

— То есть обычные люди, никогда не занимавшиеся музыкой, могут прийти и записать песню?

— Совершенно спокойно. Я даже скажу, в последнее время наблюдается повышенный интерес к такого рода записям. Это оригинально, мало кто ожидает получить от непоющего родственника музыкальное поздравление на достойном уровне. Приходят, выбирают известную песню, переделывают текст так, как им нужно, я делаю аранжировку и записываю вокал.

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Каждому - своё

— Откуда люди узнают о возможности записать себя?

— Сарафанное радио, группа в соцсетях, сайт. Это что касается обычных людей. А музыканты и сами знают, где записаться — студий в городе не так много.

— Есть спрос?

— Постоянный. Студий не хватает в городе. Каждая работает в своем направлении. Кто-то специализируется на роке и хорошо это делает. Кто-то пишет попсу, кто-то электронщину. Есть негласное распределение, и каждый занимается своим направлением. Так как у меня один из лучших микрофонов в городе — пишем, в основном, рэп и попсу. Хотя есть и рокеры, и много ещё кто.

Алла Сумарокова регулярно у нас бывает. Буквально недавно приходила, будем писать новый альбом, она мне уже список песен дала. Это уже третий альбом, который мы с ней здесь пишем. Она приносит песни, напетые под гитару. Я делаю аранжировку, подключаем баян, если нужно, гитариста, ещё каких-то музыкантов приглашаем.

А вообще, в основном, идет молодёжь. Музыкантов наш колледж выпускает каждый год. Многие хотят запечатлеть свое творчество. Пока свежо, пробуют записаться.

— И каков уровень наших музыкантов?

— Если говорить про выпускников музколледжа — у них полный порядок. Основная же масса — любители, без опыта записи, приходится все объяснять. Как музыканты — слабы, за редким исключением. Приходит хороший музыкант, так, можно сказать, отдыхаешь на работе. А в основном молодёжь, которой надо ещё расти и расти. Стараемся помогать, объяснять, выжать из их техники максимум, чтобы получить на выходе более-менее нормальный продукт.

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Земной поклон звукорежиссёру

— Не нервируют дилетанты?

— Нет. Выработался иммунитет к музыке плохого качества. Конечно, устаешь жутко, но я научился «отключаться». Тяжело, но понимаешь, что это твоя работа, человек приносит тебе деньги, чтобы ты помог ему. Какой бы он бездарь ни был, ты делаешь всё, чтобы ему помочь. Когда идёт запись, выключаю эмоциональность и просто начинаю работать. Пытаюсь разобраться, что не так и стараюсь помочь исправить ошибки, либо психологически обойти проблему. Допустим, у вокалиста есть какой-то комплекс, он не может громко петь, надо заставить его. Делаем музыку погромче ему в наушники, и он инстинктивно пытается перекричать фонограмму. Он этого не осознает, но фактически начинает петь громче. Если человек плохо интонирует, включаем ему в наушники «плюс», и он «идёт» за вокалистом. Приёмов таких масса. Самое главное, чтобы человек не нервничал, почувствовал себя как дома. Это потом, когда он уйдёт, можно дать волю эмоциям и высказать все, что ты о нем думаешь, как об исполнителе.

Были вообще комедии настоящие. Пришла мадам, поёт, опирается на экран (нестационарную звукоизолирующую панель), и только ноги кверху. Я сам со смеху едва в кресле усидел. Один раз из области приехал коллектив народного пения, бабушки, лет прилично. Сняли гостиницу, чтобы записать альбом, я освободил два дня. Пришли, разделись, куда-то ушли. Заходят в студию в костюмах с кокошниками. «А зачем переоделись-то?» — спрашиваю. «Чтобы в образе быть». Ладно, пишемся. Песню допевают, и все с кокошниками мне в пол кланяются. Я не знаю, как реагировать. Хорошо микрофон не сшибли. И смех, и грех.

— И так день за днем, из года в год. Постоянно музыка, часто не лучшего качества. Как с этим жить?

— Непросто. Снится по ночам. Если сделал «минус», он у тебя весь вечер будет играть в башке, потому что ты его безостановочно слушал четыре-пять часов.

— Просыпаешься в поту?

— Уже нет. Адаптировался.

— А сам слушаешь музыку после работы?

— Нет. Дома даже колонок нет, даже компьютерных. Сначала сломались одни, не стал покупать новые, потом и компьютерные отправил в топку и ничего нового не покупаю. В любом случае, желания дома слушать музыку вообще никакого нет. Конечно, я должен равняться на что-то, отслеживать современные тенденции звукозаписи. Делаю это в рабочее время, мониторю последние релизы. Seal новый альбом выпустил, с удовольствием его послушал. Не так много времени есть на это.

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Всех не подзвучишь

— Кто-нибудь из знаменитостей посещал студию?

— Пару лет назад был Ноггано. Зачитывал прямо здесь, в студии. Все происходило в рамках проекта Hip Hop All Stars, когда в Архангельск везли известных исполнителей. Марсель был, L One, Loc Dog не единожды приезжал.

— Где можно услышать музыку, которая пишется на студии Alliance Records?

— На любом городском празднике. Любая концертная площадка на Дне города, 9 мая, в Новый год — практически все музыкальное сопровождение делается у нас. Звонит режиссёр, знакомит со сценарием. Делаем озвучку, аранжировки. Сейчас на 9 мая будет Бессмертный полк. Решили, пока полк идёт, сделать небольшой концерт. Но «подзвучить» большое количество артистов сложно. Человек сто участников, каждому микрофон не дашь. Приходится записывать «плюс».

— То есть все идет под фонограмму?

— Да.

— Это нормально? Зрители верят, что все живьем. Выходит, обманываете?

— Зрители хотят получить шоу. А если на сцене все будет красиво, а из динамиков вместо музыки шум ветра, задувающего в микрофон, то впечатление от концерта будет испорчено. На массовых мероприятиях на открытом воздухе технически невозможно исполнить все живьём. Один исполнитель может спеть в микрофон, а когда за его спиной хор? И таких выступлений несколько в рамках одного концерта. Всех не «подзвучить».

По муниципальным заказам очень много работы. Я только на гимн Архангельска четыре разных аранжировки сделал: и молодёжные, и классические. А уж сколько я «плюсов» переписал, и кто его только не пел в студии, тут даже и не вспомнить. Один раз вывозил студию, записывал оркестр, потом все сводил. Сколько гимнов этих записано для разных компаний — не перечесть.

— Ты один этим занимаешься в городе?

— Аранжировки пишет еще пара-тройка человек на должном уровне. А вот изготовлением и записью в таких количествах занимаюсь только я.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.