Александр Клобуков закончил архангельскую «мореходку» в 1967-м году, чем очень горд и по сей день. Гордится и российской морской формой, которая, по его мнению, никак не сравнится с американской или любой другой. Успел походить и на паруснике (первый рейс — на шхуне «Запад», учебном судне училища имени Воронина), и на старом пароходе, и на ледоколе. Много работал в Арктике, матросом, а потом капитаном побывал в самых разных морях и странах мира.
— Карта мне не нужна, — заметил Александр Михайлович на встрече с юными северянами в Северном морском музее. — Я представляю себе весь земной шар, на котором могу найти любую точку, в которую проведу пароход.
Приходилось ходить и в шторм:
«Представьте: крен — пятьдесят градусов. Как отдыхали? С одной стороны свернёшь матрас, с другой — одеяло: так „расклинишь“ себя, чтобы по койке не ездить. Руками и ногами упираешься в переборку и заграждения, и вот так — „пауком“ — лежишь. Какой уж тут сон…».
Воспоминаний о морских походах за десятилетия накопилось множество, но писать и публиковать рассказы и стихи капитан стал уже после выхода на пенсию:
«Не по возрасту трудяги,
безбородые юнцы,
бесшабашные бродяги,
непоседы, сорванцы.
Нас, курсантов мореходки,
в повседневности — АМУ,
узнавали по походке
и ценили по уму.
Позже бывшие кадеты,
разделённые судьбой
разошлись по белу свету,
по планете голубой…»
О войне — стоя
В семье Клобуковых один из участников войны пропал без вести, второй прошёл три войны (кроме Великой Отечественной, войну Корейскую и с Японией), третий, лётчик-истребитель, сбил девять немецких самолётов. Все женщины в семье награждены медалями за доблестный труд во время ВОВ.
Стихи о войне Александр Михайлович читал стоя:
«Длиннющий путь в четыре года
лишений страшных и невзгод
всего советского народа
дорога в 45-й год.
Порой — немыслимые беды,
где жизнь и смерть напополам
шли по пятам кровавым следом
по деревням и городам.
Но, что должно было — случилось:
пришёл-таки победный год
весенним цветом распустилась
Победа, выдюжил народ!».
Корабль на берегу — уже не корабль
«Скрип снастей, смолистый запах
выход в море первый раз
первый раз на шхуне „Запад“
первый раз — как первый класс…».
Так сложилось, что Александр Клобуков стал последним капитаном шхуны «Запад». Видимо, поэтому на каждой встрече моряка спрашивают и о нынешней судьбе корабля. Прозвучал вопрос и на этот раз.
— Я много писал по этому поводу в наших СМИ, писал губернатору: восстанавливать невозможно и уже нечего — корабль 49-го года, нужно строить новый, — ответил капитан. — Городить на берегу какое-то подобие «Запада» — нецелесообразно: судно на берегу — это уже не корабль. В портах мира есть старые деревянные корабли, но на берегу — я не видел. Да, есть «Фрам», но тот корабль — национальная гордость Норвегии. А «Запад» был просто парусно-моторной шхуной, так что незачем было его «символизировать». Уж если есть деньги и желание — постройте новый, но действующий!