Участники смотра — призёры городских и районных конкурсов. Награда за победу на областном уровне — возможность пройти во всероссийский этап, а также принять участие в торжествах, посвящённых Дню Победы.
Смотр состоит из трёх конкурсов: собственно состязание почётных караулов, конкурс по строевой подготовке и испытание на знание истории «Равнение на героев». Участники караулов, старшеклассники, по-разному оценивают сложность этапов, кому труднее даётся история, кому — «строевая». Но все сходятся в одном: участие в караулах требует много времени и сил.
Впрочем, ребята ни того ни другого не жалеют, ведь они выбрали это сами. Одних привлекла идеология, другим караул помог определиться с выбором профессии.
Не игрушки
После торжественного открытия смотра-конкурса, построения и марша под духовой оркестр ребята разбегаются по аудиториям Дворца детского и юношеского творчества. Через несколько минут — старт первого испытания, проверка знания истории.
Те, кто пока не экзаменуется, сходятся к выставке оружия. Одни начинают привычно «щёлкать железками» на сборке-разборке автомата Калашникова, другие позируют.
Совсем ещё юные девчонки, счастливо улыбаясь в объектив, уселись за станковый «Максим». Паренёк постарше с ручным пулемётом наперевес с восторгом «поливает» воображаемыми очередями воображаемого противника, направив ствол в толпу своих сверстников. Дети — как бы строго не хмурили брови и не чеканили шаг — всё равно остаются детьми.
Тем не менее. Чуть погодя подхожу к «пулемётчику», восьмикласснику из Северодвинска:
— Что чувствуешь, когда у тебя в руках оружие?
— Ответственность за жизнь, за всех, за себя.
— Вы уже проходите военное дело?
— Да, достаточно подробно.
— И что, например, вам объясняли в части безопасного обращения с оружием?
— Что оружием нельзя размахивать, нельзя наводить на людей. (В это время сосед, ровесник моего юного собеседника, начинает старательно направлять дуло автомата, висящего на его плече, не вбок, а вверх).
— И тебя сейчас не тревожило, что все макеты оружия, пусть учебные, направлены в сторону людей?
— Да, тревожило. Хотели поправить, повернуть — но не разрешили.
В сторонке скучают ещё два юных «воина», на этот раз — воспитанники архангельского Морского кадетского корпуса. В смотре они не участвуют, а охраняют вверенное оружие, несколько карабинов, лежащих в рядок, и тоже — в сторону людей:
— На военном деле говорили вам, что оружие нельзя направлять на людей, даже если оно учебное?
— Да, но это же макет, он не используется в военных действиях. Его уже разбирали наши старшеклассники, и они знают. (В это время второй кадет начинает молча разворачивать карабины дулом к стене).
Взрослые наставники стоят тут же, рядом, и никак не препятствуют вольному обращению с оружием. А ведь оно при всей своей воспитательной роли — не игрушка.