Общество
Саммит хоров в Архангельске: «Надо, чтоб вся страна пела!»

Саммит хоров в Архангельске: «Надо, чтоб вся страна пела!»

10.03.2016 17:58Мария АТРОЩЕНКО
В Архангельск приехали руководители профессиональных народных коллективов со всей России.

В масштабной хоровой конференции принимают участие 22 эксперта из Сибири, Урала, Поволжья, Кубани, Чечни, Башкирии и Республики Коми. Тема одиозная — формирование единого концертного пространства и культурного поля страны.

Открывая совещание, министр культуры Архангельской области Вероника Яничек отметила:


«Наша общая задача — пробудить тот ген, который отвечает за чувство причастности к своей национальной культуре».


Мы спросили у участников совещания, что это за единое концертное пространство такое, и как его формировать.

О культурном коллективизме и национальном характере

По словам Тамары Гудимы, кандидата философских наук, доцента Московского гуманитарного университета, создание единого концертного пространства призвано облегчить доступ каждого человека к культуре.


— У нас в Конституции есть специальная статья, посвящённая вопросам культуры. В ней совершенно чётко зафиксировано, что наше государство берёт на себя обязанность обеспечить всем людям возможность доступа к культурным ценностям, занятиям культурной деятельностью и развитию творческих способностей. Должно быть равное право доступа к ценностям культуры для каждого человека: где бы он ни жил, кем бы ни был по национальности, кем бы ни работал. Один из путей решения этой задачи — это создание единого концертного пространства.


— А как его можно создать?


— Во-первых, надо более активно строить концертные площадки, комплексные культурные центры. Во-вторых, — гастрольная деятельность, которая бы охватила всю страну. Процитирую Президента: должна быть единая система введения человека в искусство с первого по 11 класс. В 17-20 лет человека уже не переориентируешь во вкусах.


Кроме того, по словам Тамары Михайловны, надо более критично и более подробно говорить о специфике народных коллективов, об их месте в культуре и об их сегодняшнем состоянии.


— Характерной чертой русского национального характера является уважение к общинности, к коллективности, к общему мнению, — подчеркнула Тамара Гудима. — А что лучше, чем народные коллективы, способно этому соответствовать? Я очень радуюсь, что сейчас стали потихонечку возрождать традиции хорового пения. Создание Всероссийского хорового общества в этом плане чувствуется. То, что делает Валерий Гергиев со своим Большим сводным детским хором, — это красиво, это звучит, но это только начало. А ведь надо, чтоб запела страна.


— А поет ли сейчас страна в тех масштабах, как это было раньше?


— В таких масштабах, к сожалению, не поёт. Но я всё-таки вижу оживление массового пения. Как ни странно, этому немного способствуют и медики: доказано, что пение освобождает от целого ряда болезней. Спасает от заикания, способствует постановке речи. Но, самое главное, что пение — это способ раскрытия души. Это какое-то особое откровение. Не знаю, насколько эффективно в этом плане караоке. Я все-таки за то, чтобы слова люди знали.

Средство от западной пропаганды

Директор Сибирского русского народного хора Екатерина Ковалёва также говорила об обменных гастролях.


— Профессиональный народный коллектив — это высший образец национального исторического искусства. И, коль скоро мы сегодня ставим вопросы о национальной самоидентификации и национальной идее, о развитии межнациональных отношений и о толерантности, мы должны выстроить обменное творческое пространство, создавать миграционные гастрольные процессы. Это просто обязанность государства и общества, — чтобы уникальнейший Северный хор мог побывать в Новосибирске. Наша страна достойна того, чтобы отличать северное пение от казачьего, новосибирское — от московского.


А ещё Екатерина Фёдоровна отметила важную роль профессиональных народных коллективов в позиционировании России за рубежом.


— Отрицательный имидж нашей страны, который сейчас формируют международные средства пропаганды, могут сломать только творческие народные коллективы. И не самодеятельные артисты с «Калинкой-малинкой», — а вот такие махины, где по 80 человек, где величие, стать и высочайший профессиональный уровень…

Песни сближают

— Сейчас тяжело стало ездить друг к другу, — посетовал художественный руководитель и директор ансамбля танца «Кабардинка» Игорь Атабиев. — Нужна гастрольная поддержка. Северный хор должны знать на Кавказе. Если коллектив выезжает, его знают. В СССР коллективы гастролировали по всему Союзу. Только песнями, танцами и культурой вообще можно сблизить народ.


— А если создать такое единое концертное пространство, от этого не произойдёт размывание традиций?


— Нет, не думаю. Русские хоры если взять, — новосибирский, уральский, волжский, воронежский, какой угодно, — у каждого свои особенности: в песнях, в костюмах. Та же Татьяна Устинова (советская актриса, танцовщица, хореограф — прим. авт.), когда проводила экспедиции по России, одних поклонов 12 видов насобирала. И каждый регион кланялся по-разному.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.