18 ноября в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония закладки универсального атомного ледокола проекта 22220 «Сталинград».
Церемония проходила на «Балтийском заводе» накануне знаковой даты для нашей страны — 19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск под Сталинградом под кодовым названием «Уран».
В режиме видеоконференции глава государства Владимир Путин обратился к собравшимся с приветственной речью.
— Задачи перед нами — без преувеличения исторические. Важно последовательно усиливать позиции России в Арктике., в полной мере реализовать логистический потенциал нашей страны, обеспечить развитие перспективного трансарктического транспортного коридора — от Санкт-Петербурга до Владивостока, — заявил Владимир Путин.
Фото «ОСК»Во время торжественного мероприятия ветеран Великой Отечественной войны, принимавший участие в битве за Сталинград Павел Петрович Винокуров вручил руководителю корпорации «Росатом» Алексею Лихачеву небольшую емкость с землёй, взятой со склонов Мамаева кургана. Эта ценная реликвия будет бережно храниться на борту мощного ледокола «Сталинград».
Новый ледокол «Сталинград» войдет в число шести кораблей, строящихся по проекту 22220. Четыре его предшественника — флагманский корабль «Арктика», а также суда «Сибирь», «Урал» и «Якутия» — успешно выполняют свои задачи в условиях арктических льдов. Работы по созданию ещё аналогичных ледоколов, «Чукотки» и «Ленинграда», находятся на стадии завершения.
Корабли этого типа оборудованы современной и производительной ядерной энергетической установкой «Ритм-200», их длина составляет 173,3 метра, ширина — 34 метра, высота — 15,2 метра, выходная мощность — 60 мегаватт, максимальная скорость — 22 узла, а они способны прокладывать путь сквозь лед толщиной до трех метров.
В настоящий момент из всех стран мира только Россия располагает собственным атомным ледокольным флотом. На сегодняшний день в морях Арктики работают 34 дизельных и восемь атомных судов.
Фото «ОСК»Отметим, что в октябре 2025 года на предприятии ОСК «Севмаш» началась сборка и сварка корпуса первого упорного подшипника для шестого атомного ледокола «Сталинград». Уже была выполнена резка металла, сформированы заготовки, сделана предварительная механическая обработка. В изготовлении участвуют порядка пятнадцати заводских подразделений — корпусообрабатывающий, кузнечно-термический, механические цеха, корпусно-сварочное производство и другие.
На предприятии также продолжается изготовление упорных подшипников для атомного ледокола проекта 22220 «Ленинград». Изделия находятся на завершающем этапе.
В 2024 году Севмаш изготовил, испытал и передал Балтийскому заводу ОСК комплект из трех подшипников для четвертого атомного ледокола «Чукотка». Проект изделий разработан в проектно-конструкторском бюро предприятия по техническому заданию заказчика.
информационное
Фото «ОСК»