Затянувшаяся эпопея с архангельским танком грозит горе-подрядчику расторжением контракта
Общество
В Архангельске обсуждают отмену школьных домашних заданий

В Архангельске обсуждают отмену школьных домашних заданий

Одни жители утверждают, что необходима полная отмена домашки, другие относятся к этой идее настороженно. Однако все согласны в одном — нагрузка на детей должна быть разумной.

9 августа председатель Государственной Думы Вячеслав Володин заявил о необходимости полностью отменить домашнее задание для учащихся российских школ. Своё высказывание он объяснил тем, что существующая нагрузка на молодёжь чрезвычайно велика, к тому же, с появлением ИИ и интернета домашняя работа якобы стала формальностью и превратилась в «пустую трату времени».

Многие с такими выводами не согласны. Например, педагоги и представители научного сообщества.

Заместитель президента Российской академии образования (РАО) Геннадий Онищенко спустя несколько дней отметил, что в настоящий момент полная отмена домашнего задания в настоящий момент невозможна, так как для этого потребуется полностью изменить систему государственного образования.

В настоящий момент, уже есть сомнения в самой необходимости отмены «дз». С первого сентября вступил в силу приказ № 704 полностью нормирующий учебную нагрузку на учеников на законодательном уровне. 

Фото PressFotoФото PressFoto

Приказ Минпросвещения устанавливает календарно-урочное планирование с учётом времени на изучение того или иного предмета, количество контрольных и проверочных работ, объём домашнего задания.

— Приказ согласован с Роспотребнадзором, учитывает все требования, чтобы исключить чрезмерную нагрузку на учеников. Очень важно, чтобы регионы им руководствовались в организации учебного процесса», — отметил после вступления приказа в силу министр просвещения России Сергей Кравцов.

Казалось бы, эпопея с предложением отменить домашнее задание в школах завершилась компромиссом, но разговоры и споры о полной отмене домашки по-прежнему продолжаются.

Мы обсудили ситуацию с директорами, педагогами и психологами Архангельска, чтобы выяснить, насколько сегодня актуальна проблема домашнего задания, как можно исправить ситуацию не ломая систему народного образования «под ноль» и какие последствия может нести в себе полная отмена домашки.

— Отменять совсем домашние задания нельзя, — отмечает учитель истории школы № 14 города Архангельска Татьяна Малая. — Сократить объем домашних заданий очень просто: отменить домашние задания по физкультуре, ОБЖ, технологии, ИЗО и музыке. Я бы даже учебники по этим предметам не выдавала ученикам, так как это лишняя тяжесть и бюджетные деньги. Также сейчас введены различные дополнительные курсы для выполнения заданий, по ним тоже нужно время, их можно было бы и сократить. А без повторения пройденного материала на уроках, то есть без домашнего задания, в головушках ничего не останется. 

Вместе с этим педагог отмечает, что очень важно учитывать количество детей в классе и их желание учиться. Полностью согласен с Татьяной Николаевной и директор самой большой школы Архангельска Илья Иванкин.

— Я против отмены домашних заданий! Учителя тоже против! Объемы теперь строго регламентируются. С предложением убрать домашнюю работу по некоторым предметам в принципе согласен, — отметил директор средней школы № 7 города Архангельска Илья Иванкин.
Фото PressFotoФото PressFoto

По всей видимости, в ближайшее время домашние задания никуда не исчезнут. Учителя активно выступают против подобных инициатив, министерства и академики тоже. Все отмечают, что в деле обучения детей нужна золотая середина.

Но насколько опасна чрезмерная нагрузка на детей? Как сбалансировать учебный процесс и не навредить ребёнку? Мы спросили мнение психолога и психиатра, основательницы психологического центра, где оказывают помощь подросткам и их родителям Веры Смирновой

Как рассказала специалист, особенно сильно от большой домашней нагрузки страдают учащиеся старших классов во время подготовки к итоговым экзаменам. Подростки в этом возрасте не редко обращаются к психиатрам с симптоматикой тревожно-депрессивного расстройства.

К счастью сегодня есть специалисты-психологи которые помогают детям снять напряжение и справится со стрессом перед сдачей ОГЭ и ЕГЭ.

— Детские психиатры и психологи рассматривают вопрос домашних заданий через призму психического и физического здоровья ребенка, его развития и адаптации. С одной стороны, домашние задания призваны развивать самостоятельность, ответственность и навыки тайм-менеджмента. Однако когда они превращаются в механическое, бессмысленное списывание или их объем непосилен, это приводит к обратному эффекту, к потере интереса к познанию, протесту и избегающему поведению. Для младших школьников польза домашних заданий не доказана, а вред от перегрузок может быть значительным, — рассказывает психиатр Вера Смирнова.

Фото PressFotoФото PressFoto

Специалист также отметила важность индивидуального подхода к каждому ребёнку и его особенностям. 

— Важно учитывать темперамент, когнитивные способности, наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), трудностей обучения (дислексия, дисграфия) или расстройств аутистического спектра (РАС). Для таких детей стандартный объем домашних заданий может быть непосильным и требовать особого подхода или полного отказа от них. В нашем центре можно получить консультацию врача. Всё это позволит дать персональные рекомендации для ребёнка, родителей и даже для педагогов, — отмечает Вера Смирнова.

Семейные психологи также анализируют, как домашние задания влияют на атмосферу в семье, детско-родительские отношения и внутреннюю мотивацию ребенка. Часто они предлагают перейти от механических заданий к творческим и проектным формам работы, которые интересны ребенку и имеют практический смысл.

Как отмечает Вера Смирнова, чтобы успешно решать проблему с высокой нагрузкой, школьникам и их родителям важно сформировать режим и ритуалы, которые помогут ребенку организоваться самостоятельно, а не под давлением. Может помочь и смещение фокуса с оценки на сам процесс познания и поддержка любознательности ребенка.

Также может помочь диагностика особенностей ребёнка и его внутреннего мира.

— В нашем центре можно пройти углубленную диагностику особенностей личности и эмоционально-волевой сферы ребенка, начиная с 10-летнего возраста. Проведение диагностики клиническим психологом позволяет получить не просто данные, а целостное профессиональное понимание внутреннего мира вашего ребенка, выявить сильные стороны и зоны риска, — заключила Вера Смирнова

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.