В центре Архангельска перекроют дорогу для уборки снега
1/5
Общество
В Архангельске презентовали проект «Ёла»

В Архангельске презентовали проект «Ёла»

Историческое исследование в теории и на практике расскажет о детских судостроительных бригадах периода Великой Отечественной войны и объединит усилия современных подростков для строительства аутентичной промысловой ёлы.

12 февраля в 17:00 на Верфи Товарищества Поморского судостроения состоялась презентация проекта «Ёла: практическое исследование истории детских судостроительных бригад во время Великой Отечественной войны в Архангельске».

Проект посвящен 80-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне. Основная его задача — постройка силами архангельских подростков парусно-моторной ёлы (прим.ред. — тип деревянной промысловой лодки) по образцу тех, что строили детские бригады во время Великой Отечественной войны на Соломбальской верфи в Архангельске с 1943 по 1946 год.

Во время презентации зрители узнали много нового о промысловом судне и людях, которые его строили в разные исторические периоды.

Евгений ШкарубаЕвгений Шкаруба

—  Проект посвящён юбилею Победы. Мы рассказали, как нашли чертежи малых промысловых судов, которые во время войны строили дети, чтобы спасать голодающих жителей  Архангельска. Прямо сейчас мы строим такую ёлу силами современных подростков. По сути, это правнуки тех детей, которые когда-то своим трудом работали на Победу на Соломбальской судоверфи. Летом мы поплывём с этими ребятами из Дубны по Волге, Онежскому озеру, Белому море в Архангельск, где по итогу всех работ устроим большую выставку. Началось строительство в ноябре 2024 года, а закончить работы мы хотим к маю этого года, —  рассказал руководитель верфи «Товарищества Поморского судостроения», организатор проекта «Ёла» Евгений Шкаруба.

Летом 2025 года новоиспеченные судостроители отправятся на ёле в плавание по маршруту Дубна — Рыбинск — Череповец — Вытегра — Петрозаводск — Кижи — Соловки — Кандалакша — Варзуга — Архангельск и пройдут в сумме 2500 километров по воде.

Участие в презентации проекта принял ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук Руслан Давыдов, автор книги «Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е — 1940-е гг.)

Руслан ДавыдовРуслан Давыдов

— Если оперировать современными определениями ГИМС России, то ёлу можно отнести к маломерным судам, потому что большая часть ёл, дореволюционного и советского периода не более 2- метров в длину. Это деревянное, парусное судно, имеет возможность двигаться на вёслах. Оно предназначалось для ведения рыбного промысла у Мурманского берега, главным образом на треску. Именно для этих целей ёлы приобретались российским правительством в 1860-х годах по инициативе известного в последствии российского учёного, философа и историка Николая Яковлевича Данилевского. Этимология слова «ёла» точно не известна. В источниках XIX века они назывались по-разному: «нордланские лодки», «нордланские боты», а в скобочках указывалось «ёла и так далее». Ёла — это собирательное название для норвежского парусного судна, разных размеров и парусных вооружений. Возможно, оно связано с названием одного из норвежских фьордов, но прямых доказательств пока не обнаружено. Этимология пока до конца не ясна, — поделился историк Руслан Давыдов.

Параллельно с постройкой судна верфь совместно с Северным морским музеем начала поиск ветеранов Соломбальской верфи, работавших в годы войны в детских бригадах, их родственников и знакомых. Ведется сбор документов, воспоминаний, артефактов, атрибуции, сохранившихся фотографий и чертежей.

Евгений ТенетовЕвгений Тенетов

— Пока ребята будут строить ёлу, музей будет готовиться к итоговой выставке. Выставка будет занимать и уличную территорию, и внутренние помещения выставочного зала. Сама ёла после завершения похода по рекам и морям предстанет на уличной территории, а в самом музее расположатся документы и личные вещи людей, связанных с историей Соломбальской верфи периода Великой отечественной войны. Очень важно сформировать такую коллекцию, так как раньше музей данной темой не занимался, как отдельным направлением. Вместе с «Товариществом Поморского судостроения» проект приобретает не просто музейно-выставочный облик, но и превращается в уникальное реконструкторское погружение. Фактически эти ребята встанут на место своих прадедов. Мы очень рады участвовать в этом проекте, — поделился директор Северного морского музея Евгений Тенетов.

Сама ёла, по словам Евгения Тенетова, после завершения выставки станет экспедиционным судном в составе маленькой флотилии «Товарищества Поморского судостроения» и в музее экспонироваться не будет.

Проект создаётся при поддержке Фонда президентских грантов, САФУ имени М. В. Ломоносова, Российского военно-исторического общество — РВИО и Северного морского музея.

Напомним, что в минувшем декабре в сети состоялась премьера фильма «Товарищества поморского судостроения», рассказывающего о главной экспедиции прошлого лета — «Мангазейский морской ход». До этого картину об экспедиции карбаса «Матера» показывали на выставке в Музее Москвы и на Дне рождения верфи, а теперь его может посмотреть каждый.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.