12 декабря руководство Северного морского музея поделилось историей о появлении в коллекции учреждения необычного артефакта — части обшивки легендарного крейсера «Аврора».
Экспонат передал в коллекцию музея руководитель Поморского землячества в Санкт-Петербурге Павел Вялых. На стальной пластине, вырезанной из корпуса корабля, выбита надпись: «AURORE 1900-1987».
Как пояснили в Севмормузее, в 1983–1987 гг. на судостроительном заводе имени А. А. Жданова производился капитальный ремонт «Авроры» к 70-летию Октябрьской революции. Тогда старую подводную часть корпуса, заполненную бетоном, удалили и заменили на новую. Из остатков обрезанного металла корпуса были нарезаны несколько прямоугольников, которые использовали в качестве сувениров. Тогда же выбили и памятную надпись.
— Мои друзья брали интервью у Олега Тарасова — энтузиаста, который занимался сохранением остатков легендарного крейсера, и он с радостью им подарил. Друзья подарили мне, а я нашему Северному морскому музею, так как уже не первый экспонат передаю в их фонды. Первым была деревянная прялка с изображением колесного судна. Вот так от прялки до «Авроры». В Санкт-Петербурге один чудак пару лет назад выставлял один из таких же фрагментов за 100 миллионов рублей. Буквально в конце ноября снизил цену до 20 млн… Ну, а мы историей не торгуем, а стараемся её сохранить и по возможности на своей Малой Родине, — поделился руководитель Поморского землячества в Санкт-Петербурге Павел Вялых.
Крейсер «Аврора» заходил в Белое море и порт Архангельска в 1924, 1925 и 1930 годах. На фасаде бывшего здания Северного морского пароходства (сегодня это МБУ Центр «Леда»), находящегося на набережной Северной Двины, 84, даже размещалась мемориальная табличка, свидетельствующая о пребывании крейсера «Аврора» в Архангельске. После облицовки фасадов здания табличка не вернулась на свое место, и сегодня о визитах легендарного крейсера вспоминают немногие знатоки истории и сотрудники городских музеев.
Помимо элемента крейсера «Аврора» в фондах музея есть элементы шхун «Запад» и «Святой мученик Фока» Георгия Седова.
Также в Северном морском музее имеется подобный фрагмент другого исторического судна, связанного с Архангельском — ледокола-музея «Красин» (прим. ред. — ранее «Святогор»). На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. «Красин» использовался для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск в годы Первой мировой войны. 1 августа 1918 года ледокол был затоплен вблизи устья реки Чижовка, между островами Лысунов и Реушинский в дельте Северной Двины.
Корабль сел на мель. Оставались видны его трубы и часть корпуса. Интервенты всё же захватили город, а патриотов, участвовавших в затоплении, арестовали и расстреляли. Команда «Святогора» увековечена на табличках на памятнике — Обелиске Жертвам интервенции 1918–1920 годов.
Напомним, что в минувшем октябре на Обелиске Жертвам интервенции 1918–1920 годов восстановили чугунную декоративную плиту.