Остров Мудьюг — зияющая рана в истории Русского Севера и, одновременно с этим, символ непоколебимой воли, стойкости и мужества. Больше ста лет назад сюда из оккупированного интервентами Архангельска доставили больше 130 человек, которых арестовали за сотрудничество с советской властью. Они терпели лишения, пили болотную воду и ели по две галеты в день. Это место неспроста называют островом смерти: цинга, обморожения, расстрелы за малейшую провинность. Особо упрямых отправляли в ледяной карцер в погребе и мёрзлой земле. Но находились стойкие люди, которые не сдавались перед лицом трудностей. Одному из них — революционеру Никифору Левачёву, пришлось вынести двухмесячное заключение в таких кошмарных условиях. Он прибыл сюда с первой волной заключённых.
— В 1911 он из деревни уехал. Здесь, в Архангельске, работал на заводе, потом был первым председателем лесопромышленных предприятий профсоюза, — рассказывает правнук революционера Никифора Левачёва Александр Трундышев.
Но Мудьюг не стал местом, где завершился жизненный путь Никифора Левачёва. Расстреляли его на Мхах, в Архангельске, ровно 105 лет назад, в сентябре.
— Сосны ещё стоят те, которые видели его. Мы зашли в карцер, где, возможно, он сидел. У меня такое чувство тут возникает…причастности что ли какой-то. Ведь я хожу по тем местам, по которым ходил мой предок, который боролся за элементарные человеческие права. Права, которые сегодня кажется чем-то само собой разумеющимся, которые сегодня востребованы, — продолжает Александр Трундышев.
Сегодня, благодарные потомки пришли почтить память своих героев.
— Нужно быть исторически грамотными, исторически культурными людьми, понимать что такое история. Не делить и не оценивать нашу историю с точки зрения «хорошо» или «плохо» — это всё для кухонь и досужих разговоров. И эту историческую грамоту осваивают не только благодаря страницам школьных учебников и трудам учёных мужей. Вот уже четыре года историко-культурное общество «Победа» поэтапно создаёт музейное пространство при поддержке фонда президентских грантов, — говорит руководитель команды «Штык решает» Алексей Сухановский.
— Мы сделали очень многое за этот год — значительный объем периметра. Причем воссоздаём периметр мы не из каких-то абы столбиков, которые сгниют уже через три года, мы берём линии электропередач, пропитанные в вакууме специальным составом, и будет этот столб жить минимум 30 лет, — говорит директор историко-культурного общества «Победа» Игорь Слободянюк.
В рамках проекта «Пушки острова Мудьюг» удалось сохранить орудия с турецкого бронепалубного крейсера «Меджидие» — это трофей с Первой мировой войны и таких в России больше нигде нет. За счёт гранта Президентского фонда культурных инициатив и помощи всех неравнодушных к судьбе музейного пространства и всего острова северян удалось воссоздать одну вышку по сохранившимся чертежам. Ещё один сложный и трудоёмкий процесс — транспортировка. Всё лето Архангельский речной порт обеспечивал отправку столбов, досок, спецтехники и других стройматериалов. Буксиры и баржи единственный способ — добраться до острова. Работы в свою очередь продолжатся.
— Мы должны закончить периметр. Осталось ещё много работы, нужно доделать вторую вышку что на Юго-Западе. Чуть-чуть не хватило дощечек нам, — говорит Игорь Слободянюк.
Ещё одно новшество на острове — статуи «Непокоренных». Три фигуры узников, двое из которых, сложив руки на груди, будто вверяют душу и судьбу высшей силе, а третий, сжав кулаки, устремляет взор вперёд. Стойко встречая невзгоды и, вместе с этим, взирая на потомков. Взрослых и детей, которые хотят помнить.
— Мудьюг не так и далёк от Архангельска и, конечно, надо сделать так, чтобы ребята сюда приезжали, не просто посмотреть, а потрогать своими руками. Может быть, действительно, как наши друзья говорят, что-то сделать самому, оставить о себе память. И потом всегда можно сказать: «Я здесь был, я это видел, я знаю, что это такое», — говорит министр образования Архангельской области Олег Русинов.