В одной из больниц Архангельска отравились дети
1/7
Общество
Север цвета индиго: интервью с художником-акварелистом Еленой Комиссаровой

Север цвета индиго: интервью с художником-акварелистом Еленой Комиссаровой

23.08.2024 18:00Роман Филковский
Корреспондент ИА «Регион 29» решил провести интервью-пленэр, выяснить подробности о предстоящих проектах и выставках, а также узнать, чем вдохновляется художник-акварелист из Архангельска и каким Елена видит Поморье сквозь призму своего творчества.

Север — живописный край, который вдохновляет своей красотой деятелей кино и театра, музыкантов и многочисленных художников, стремящихся запечатлеть ускользающее великолепие момента на холсте и бумаге.

Кто-то рисует маслом, более современные творцы предпочитают аэрозольные баллончики с краской. Выбор же героини нашего разговора Елены Комиссаровой пал на акварель.

Елена КомиссароваЕлена Комиссарова

В повседневной жизни Лена работает социологом. Практически всё свободное время она старается посвящать своему хобби — живописи.

В скором времени девушка организует персональную выставку работ. Также её творчеством недавно заинтересовался директор Северного морского музея Евгений Тенетов, известный своей любовью к живописи. Если сотрудничество между художниками состоится, то в будущем музей выпустит набор ярких открыток на морскую тематику.

Старый причал

В качестве локации для беседы и пленэра мы предварительно выбрали место на берегу набережной Северной Двины, в районе улицы Садовой. Там, среди зарослей, на небольшом диковатом выступе, где раньше располагался деревянный причал, открывается потрясающий вид на закат, реку и десятки корабликов, мерно качающихся на волнах.

Лена снимает с себя сумку и рюкзак, садится на прибрежный камень и раскладывает необходимые принадлежности. Звонко встаёт на камни простая стеклянная тарелочка с золотым кантиком. Следом из сумки появляются чёрная кружка для воды, коробочка с яркими акварельными красками в маленьких кюветах, пара кистей и альбом. Воду Елена принесла с собой в бутылочке и сразу налила немного в кружку. После таких коротких приготовлений можно начинать беседу и потихоньку рисовать. У берега крякают толстые утки на фоне заката, по реке с лёгким жужжанием проплывают неуклюжие кораблики и катера, у берега весело играют дети.

Художник за работойХудожник за работой

— Лена, как начиналось твоё увлечение живописью? Как давно ты рисуешь?

— Началось всё в художественной школе. Мне было восемь или девять лет, когда меня отправили туда учиться. Я бы не сказала, что тогда была влюблена в искусство и живопись. Тогда это воспринималось просто как что-то интересное. Виток, когда я всё это полюбила, случился уже в сознательном возрасте, примерно в двадцать лет. И вот уже десять лет это увлечение со мной. Не могу себе представить, что я не держала когда-то в руках кисть. Не могу себя прямо художником назвать, мне это как-то страшно. Но и представить себя без этого тоже не могу.

— А почему именно акварель?

— К акварели я тянулась ещё со времён художественной школы. Сама не знаю почему. Нас не учили ей рисовать, в основном мы работали с гуашью. Про акварель нам говорили, что это очень сложно. Никто не старался нас научить этой технике, а мне всегда хотелось уметь работать в ней. Даже вступительную работу в художественную школу я делала акварелью.

Мне эта техника полюбилась тем, что акварель — это вода. Когда рисуешь, нужно просто наблюдать, как она течёт и куда течёт, прокладывая ей верный путь. С гуашью и маслом такого нет, там что сделал, то и получилось. А здесь именно сама краска за тебя рисует, ты ей указываешь верную дорогу и не мешаешь ей. Также мне нравится экспериментировать с фактурами, с бумагой, нравится сотворчество с краской. Я не знаю, что получится, краска вместе со мной что-то делает. Мне это очень нравится. Это действительно любовь. И я чувствую, что с каждым годом она становится всё больше. Чем больше рисуешь, тем больше влюбляешься. Ты не можешь этого не делать, не можешь рисовать. Просто очень хочется стать процессом, раствориться в нём.

Любовь к акварели у Лены появилась во времена учёбы в художественной школеЛюбовь к акварели у Лены появилась во времена учёбы в художественной школе

— Сколько работ ты успела сделать за всё время увлечения акварелью?

— Ой, честно, я не считала. Много работ, очень много. Только для выставки я отобрала работ пятьдесят, наверно. Звучит как что-то большое, но они все маленькие. Я не люблю большие форматы. Я люблю делать что-то быстрое. Акварель в целом быстрая краска. Ты не можешь ей рисовать долго, потому что она застынет через секунду, и ты не сможешь перекрыть её. Бывали периоды, когда я не рисовала, но они небольшие.

— Какой жанр твой самый любимый?

— Пейзаж, конечно! Я удивляюсь, сколько у природы оттенков, сколько состояний. Закат никогда не бывает одинаковый, каждую секунду он другой. Моя задача — отразить хоть одну его секунду, попробовать перенять это чувство. Я и на выставке хочу поделиться тем, что я чувствую. Хочется это передавать через рисунок, что-то спокойное и тихое, передать момент. Ведь он так быстро уходит, а на бумаге остаётся. И это классно.

— А какая локация тебе больше всего нравится в городе как художнику?

— Конечно же, набережная! Очень её люблю. Особенно там, где много живой природы, начиная от улицы Садовой и заканчивая Кузнечевским мостом. И все виды разные! Здесь через заросли видно причал с лодочками, чуть подальше — ещё один причал, отличные бережки. А сзади глянешь — церковь. Мне это очень нравится с точки зрения красоты. Люблю храмы, дома, уточек. Особенно когда это в тени, то выглядит просто прекрасно. Меня тянет к воде, поэтому у нас в городе такая локация — набережная. Очень люблю Соломбалу и Кемский посёлок. В Кемском мы много рисовали с другими ребятами во время мастер-класса, когда приезжал художник Кирилл Зиман. Также могу порисовать деревья в Петровском парке. Я люблю, когда вокруг мало людей, когда тишина и покой. Собственно, рисовать стараюсь то, что люблю. Именно об этом хочется рассказать.

Акварель — это простор для фантазии автораАкварель — это простор для фантазии автора

Елена резко заканчивает один этюд в синих тонах и начинает новый в приглушённых красных оттенках. По её словам, с акварелью можно и нужно экспериментировать. Иногда художница добавляет на рисунки соль, что создаёт необычную фактуру. Также многое зависит от материалов, от красок и их чувствительности к воде, плотности и рельефа бумаги. Акварель даёт автору большой простор для фантазии и необычных решений и этим необходимо пользоваться.

Также Лена подчеркнула, что не всегда работает акварельными красками. Иногда она использует для своих работ восковые мелки, пастель, акварельные маркеры, простые шариковые ручки, тушь. Различные техники позволяют девушке открывать новое.

— Какие места тебе ещё доводилось рисовать?

— За этот год я стала для себя открывать нашу область. Недавно побывала в Каргополе. Какой красивый город, Боже! Ездила туда по работе в конце мая — начале июня. Когда у меня появлялся свободный вечер, буквально час-полтора, я выходила и рисовала.

Моё самое любимое место — Плёс. Городок между Москвой, Костромой и Иваново. Его в своё время первым из художников приметил Исаак Левитан. Часто они вместе с другими художниками там жили и рисовали. Живописнейшее место. Я бы хотела там встретить старость. Также в этом году я рисовала Кострому, Казань, немножко Санкт-Петербург.

— Чем тебя привлекают пленэры?

— Пленэры хороши тем, что это практика работы с натурой, которая изменчива, в отличие от статичной картинки. Атмосфера совершенно другая. Это совсем не то же самое, что сидеть и рисовать дома.

— А каких работ у тебя больше: «домашних» или пленэрных?

— Домашних больше, потому что у нас с погодой бывает так себе. Я ведь рисую и весной, и зимой, и осенью. Часто свободное время выдаётся только по выходным, поэтому больше «домашних» работ.

— А животных или людей ты рисуешь?

— Как-то нет. Я пока природу не всю изучила до конца…

Каменный лабиринт и «Северные сны»

В этот момент вода на берегу постепенно начинает прибывать, стремится к нашим ногам, просачиваясь сквозь камни. Мы перемещаемся по берегу к каменному лабиринту из валунов, расположенному напротив Арктического морского института. После небольшого отступления от воды интервью-пленэр продолжается.

Из-за прилива нам пришлось сменить локациюИз-за прилива нам пришлось сменить локацию.

— Можешь рассказать про свою выставку акварелей «Северные сны»?

 Выставка акварелей пройдёт 31 августа в творческом пространстве «Тишина». Помимо акварелей там будет представлено две линогравюры (прим. ред. — линогравюра — способ гравирования на линолеуме или на сходных с ним полимерно-пластических материалах). Также будут представлены различные акварельные коллажи.

Лена постаралась собрать свои самые разные работы за последнее время. Преимущественно на выставке будут работы этого лета и весны, картины прошлого года и несколько более старых произведений. До этого художник-акварелист уже проводила выставки пять или шесть лет назад.

— Будут представлены пленэрные работы из Каргополя, Устьян, из Архангельска. Это всё моё. Чем больше живу на Севере, тем больше его люблю. Мне повезло быть на своём месте. Мне здесь очень хорошо и спокойно. Хочется отразить себя, посмотреть со стороны на то, что я делаю, а также показать людям всё это тихое, спокойное, — отмечает Лена.

В основном в работах Елены Комиссаровой преобладает синий цвет. Кюветы с краской холодных оттенков используются чаще всего, это хорошо видно по палитре с красками.

— Мне кажется, Север синего цвета. Вот как-то он меня выбрал этот цвет, и я не могу им не рисовать. Вот так у нас сложилась такая любовь, особенно с цветом индиго.

Елена считает, что в природе Севера преобладает цвет индигоЕлена считает, что в природе Севера преобладает цвет индиго.

Само творческое пространство «Тишина» открылось в этом году. В его открытии принимали участие дизайнер Юлия Попова и фотограф Иван Митюшев, выставкой фотографий которого галерея встретила своих первых гостей. Одновременно пространство функционирует как фотостудия, галерея и творческое пространство.

— Мне кажется, «Тишина» будет очень хорошо гармонировать с моими работами, — отметила художник.

Теплоход «Коммунар». Автор Елена КомиссароваТеплоход «Коммунар». Автор Елена Комиссарова

— А можешь рассказать об идее создать открытки с картинами совместно с Северным морским музеем?

— Пока что это просто предложение директора музея Евгения Тенетова. Сейчас есть договоренность, чтобы несколько архангельских художников нарисовали пароход «Коммунар». Он сам рисовал, я немножко порисовала, а также один из лидеров группы «Митьки» Александр Флоренский и художники из Московского музея современного искусства. Взять ещё парочку людей, и можно сделать наборчик открыток.

— А это потом в выставку не превратится?

— Почему бы и нет. Идея хорошая, только нужно сперва всё обсудить.

Елена завершает работу, выливает яркую воду в песок между камней и начинает собирать вещи. Солнце медленно заходит за горизонт, и мы постепенно переходим к третьей локации.

Набережная. Персональная мини-выставка под открытым небом

На набережной мы отправляемся к неухоженным, но весьма фактурным деревянным помостам возле памятника адмиралу Николаю Кузнецову. Елена достаёт из сумки несколько своих работ, которые будут представлены на выставке «Северные сны», и раскладывает на выгоревшие под солнцем доски.

Елена Комиссарова с одной из своих работЕлена Комиссарова с одной из своих работ

— Есть ли у тебя мечта как у художника?

— Мне хочется, чтобы у меня появилась свободная неделя, когда я смогла бы уехать в глухую красивую деревню где-нибудь в Кенозерье. Чтобы там была хорошая погода, было комфортно сидеть и просто рисовать. Чтобы дел не было, чтобы всё спокойно было. Зачастую у меня просто не хватает времени.

Некоторые из работ, которые будут представлены на выставке «Северные сны»Некоторые из работ, которые будут представлены на выставке «Северные сны»

— Если человек только начинает рисовать акварелью, то что бы ты ему посоветовала?

— Рисовать. Чем больше, тем лучше. Когда ты рисуешь, то ты лучше понимаешь, как себя ведёт краска при контакте с бумагой. Без опыта этого не понять. Нужно чувствовать кисть, как продолжение руки, сколько на ней воды, не размоется ли всё. Это всё можно постичь только на собственном опыте, только регулярной практикой. Я была бы рада, если бы какие-то вещи мне кто-то подсказал, чтобы я не сама их додумывала. Дело пошло бы гораздо быстрее. Ну и главное, не бояться чистого листа. Хотя даже у меня такой страх бывает.

— И как ты борешься с этим страхом?

— Никак. Просто стараюсь брать больше бумаги, чтобы было не так жалко. 

Нужно просто брать больше бумаги и много рисовать, — подытожила Лена.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.