Среди них — инициативы, направленные на стимулирование спроса на продукцию отечественного ЛПК на внутреннем рынке, решение логистических вопросов, разработка системных решений поддержки отрасли и, в первую очередь, устранение искусственных административных барьеров.
Предложения компании озвучил в ходе выездного заседания Совета по вопросам развития лесного комплекса при Совете Федерации Федерального Собрания РФ в Архангельске вице-президент по работе с государственными органами, лесной политике и устойчивому развитию и Segezha Group Николай Иванов.
Важной мерой поддержки является регулирование экспортных тарифов — в частности отмена «курсовых» экспортных пошлин на бумагу для снижения давления на внутренний рынок и выход на новые экспортные рынки, мораторий на установление в 2024-м и 2025 годах вывозных таможенных пошлин на продукцию из древесины. В условиях нарушения логистических цепочек и роста тарифов на перевозку товаров ЛПК заинтересован в сохранении института субсидирования экспортных логистических операций в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» для компенсации затрат на транспортировку продукции из древесины. Также, Николай Иванов отметил, что в условиях нарушения логистических цепочек и роста тарифов на перевозку товаров актуально в 2024–2025 гг. сохранить объем субсидий для компенсации затрат на транспортировку лесопродукции. По факту, в 2023 году объем средств, выделенный из бюджета на эти цели сокращен более чем на 30%, механизм субсидирования перевозок лесной продукции через порты СЗФО фактически отменен.
— Возобновление транспортных субсидий при отгрузке через порты СЗФО приведет к снятию чрезмерной транспортной нагрузки с восточного направления, — считает Николай Иванов. По его словам, в силу системы распределения субсидий через электронную площадку с приоритетностью времени подачи заявки, в 2024 году многие предприятия не получат никаких компенсаций. Оценочно субсидируется по факту не 80% логистических затрат, что предусмотрено нормативной базой, а не более 10-30% в зависимости от размера экспорта конкретной компании. Целесообразно вернуться к привязке объема предоставляемых субсидий к критериям результативности, по крайней мере восстановить объемы финансирования на уровне не менее 2023 года.
Вице-президент Segezha Group констатировал, что выйти на позитивные сценарии развития российского ЛПК помогут также изменения в сфере лесопользования. Речь идет о введении трехлетнего моратория на изменение подходов к расчету арендной платы за использование лесов и на увеличение ставок платы сверх ежегодного коэффициента дефлятора. Новеллы, вступившие в силу с 1 января 2024 года, приводят к существенному увеличению размера аренды. В частности, на территории Северо-Западного федерального округа ее рост может составить от 50 до 300% к уровню 2023 года, что является критичной нагрузкой для целого ряда компаний. Трехлетний период позволит провести полноценный анализ структуры доходов и расходов по всем составляющим лесного комплекса, не только раздела «лесное хозяйство».
Также является значимой инициатива по совершенствованию механизма заключения договоров аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов с добросовестными арендаторами, суть которой сводится к установлению четких и ясных критериев для принятия органом госвласти положительного решения о продлении договора аренды. Действующая редакция статьи 74 Лесного кодекса РФ в связи с наличием в ней чрезмерных требований практически блокирует возможность реализации арендатором права на заключение договора аренды на новый срок.
Еще одна мера — совершенствование механизмов реализации приоритетных инвестиционных проектов (ПИП).
— Немаловажно упростить порядок внесения изменений в саму концепцию ПИПов на 2024–2025 годы. Сейчас на корректировку планов, например, по закупке лесозаготовительной, лесовозной, дорожно-строительной техники или лесоперерабатывающего оборудования, компании тратят значительное количество времени — сроки согласования значительно превышают нормативные. Между тем, эта потребность продиктована, прежде всего, уходом с российского рынка ряда производителей, что влечет за собой замену ранее согласованной номенклатуры. Аналогичный подход нужен и для процедуры корректировки объема и ассортимента продукции, запланированной к выпуску в рамках инвестиционных проектов.Все это позволит повлиять на восстановление инвестиционной активности лесопромышленных компаний, которая снизилась в последние годы, — констатировал Николай Иванов.