В Архангельске возбудили дело из-за массового отравления детей
1/2
Общество
Архангельский граффити-художник Андрей Кипрей рассказал об уличной культуре

Архангельский граффити-художник Андрей Кипрей рассказал об уличной культуре

31.05.2024 19:30
Граффити теггинг — обыкновенный вандализм или форма городского диалога?

— Андрей, как вы оказались в этой культуре?

— В хип-хоп культуре оказался больше двадцати лет назад. Изначально из-за моего пристрастия к рисованию, поэтому я вошёл в эту культуру через граффити и постепенно изучил все остальные направления и просто нашёл себя в организации мероприятий в какой-то момент, и так, раз от раза, теперь провожу развивающие челленджи для граффитчиков. Проводил шоу граффити-жребий. Там мы рисуем баллончиками на стене, и ещё одно ответвление граффити — это теггинг.

— Что такое теггинг?

— Тут нужно немного отойти к корням, к истокам культуры. Тег-баттл и уличная каллиграфия — это ответвления граффити, одного из направлений в хип-хоп культуре. Всего их четыре: граффити, брейк-данс, рэп и диджеинг. Теггинг — это уличный вандализм, грубо говоря, когда люди маркером пишут своё имя или название команды. Вся эта культура пошла с улиц, и, когда культурная идея формировалась, она была вне закона. Конспирологическая сторона однозначно была у граффитчиков, потому что они «захватывали» территорию на улице, помечали своё пространство и могли за это в тюрьму попасть, штраф схватить. Очень часто им приходилось и по сей день приходится преодолевать какие-то препятствия, где-то подползти, где-то забраться, где-то проползти снизу и т. д., то есть, по сути своей, это своего рода уличный спорт.

— Даже спорт?

— Да, для тех, кто в этом с головой, они должны понимать, что твоя задача в культуре — за определённое количество времени. Хотелось бы, чтоб тегеры, уличные вандалы, могли перейти на новый уровень понимания себя в культуре. Не просто как граффитчик, который захватывает территорию, а именно с точки зрения спорта, даже шоу. В идеале я хочу довести этот формат игры до формата реслинга, чтобы люди по итогу могли надевать интересные костюмы и маски, расставлять препятствия посложнее — сделать всё, чтобы человек двигался по дистанции максимально органично, не метался, а тактично видел цели, поверхности, где и какие маркеры лежат. Ещё много предстоит работы в этом формате.

— Сейчас такие спортивные мероприятия проводятся?

— Да, мы провели его в рамках фестиваля «Начало». У нас в партнёрах порядка десяти организаций — представителей культуры, в том числе мастерская молодёжных инициатив «Выходи!» — они помогли нам организовать спортивные мастер-классы и мероприятия по образованию в уличной культуре. Они предоставили 10 тысяч рублей призового фонда, а также поддержали информационно. Это редкое событие, когда за теггинг ты можешь получить деньги. Я в свою молодость подумать не мог, что за тег-баттл можно получить какие-то деньги, а тут, когда я сам стал организатором этого мероприятия, я увидел, что игра становится интереснее.

— Но это не первое такое мероприятие, где уличные художники оказались на виду, ведь так?

— Всё так, в 2021 году я был свидетелем того, как в нашем городе организовали проект в поддержку легальных граффити в Архангельске. Это хороший пример коммуникаций в городском сообществе — это то, к чему мы стремимся, ведь, по идее, наше сообщество может и несёт отчасти вред городской культуре — архитектуре или просто где-то глаза «мылит». Но для меня граффитчики в определённое время стали лакмусовой бумажкой, этаким ориентиром, насколько граждане городе заинтересованы в чистоте. Граффитчик делает свою работу как надо и рисует на «убитых» поверхностях, которые уже нужно давно снести или сделать капитальный ремонт. Так мы на них обращаем внимание. Граффити, как правило, делают на «маргинальных» поверхностях. На новостройках или свежей кафельной плитке вы редко увидите теггинг — его, как правило, быстро оттирают. В городской среде теггинг определяет участки, которые уже морально устарели, и люди, которые это наблюдают, они и подают жалобы: «Наш дом изрисовали, просим исправить».

— Правда, что среди художников есть негласный закон о том, что закрашивать чужое творчество нельзя?

— Да, в нашей культуре это фактически вызов, сам граффити-теггинг — это городской диалог. «Наезжая» одной работой на другую, мы вредим сами себе, это показатель неуважения, нужно выбирать чистые участки.

— Большое спасибо, Андрей!

— Не проблема, пожалуйста.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.