В Архангельске состоялось ключевое событие III Всероссийского форума «Арктика. Лёд тронулся» — пленарная сессия под названием «Развитие опорных пунктов в Арктике: новые вызовы». На ней выступили министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
С приветствием к участникам форума обратился заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Он подчеркнул, что место проведения форума выбрано неслучайно: именно с Архангельска началось освоение и исследование Арктики, он стал первым российским портом в этом регионе.
— Арктика имеет особое стратегическое значение для нашей страны. Здесь реализуются крупнейшие инвестиционные проекты, строятся ледоколы и танкеры, развивается главная водная артерия России — Северный морской путь. Арктический шельф хранит в своих недрах большие запасы углеводородов, а бурные северные моря — ценные породы рыб и морепродуктов, — отметил Юрий Трутнев.
Алексей Чекунков, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, приветствуя участников форума, подчеркнул, что освоение, развитие и защита северных территорий всегда были важными задачами для России и всегда привлекали молодых людей.
— Российский Север — это важнейший столп, можно сказать, фундамент нашей экономики. Половина мировой Арктики — это Российская Федерация. Здесь живет больше всего людей за Полярным кругом и около Полярного круга — 2,5 миллиона человек. Это особые люди. Сила, настойчивость, упорство, мудрость северян — культурный код, ген всей нашей страны, — сказал министр.
Руководитель федерального агентства отметил, что Россия занимает лидирующие позиции в освоении Арктики. Наша страна была первой, кто начал строить атомные суда, и сейчас у нас самый большой в мире атомный ледокольный флот.
— Дальнейшее развитие Арктики неразрывно связано с развитием Северного морского пути. Еще недавно это был экстремальный путь для смелых, который проходили считанные суда в год. Общий объем перевозок в 2012 году составлял всего один миллион тонн. В 2023 году по СМП прошло 36,5 миллиона тонн грузов — рост в 36 раз за 12 лет. Сегодня в Арктике реализуются инвестиционные проекты, которые заявляют потребность в вывозе более 100 миллионов тонн уже в ближайшую пятилетку. Таким образом, СМП становится глобальным транспортным маршрутом, — заявил Алексей Чекунков.
Он также подчеркнул, что для достижения всех поставленных целей необходимо параллельно развивать береговую инфраструктуру, подъездные пути и портовые мощности. Кроме того, важно обеспечить безопасность, навигацию и создать космическую группировку. Также требуется строительство флота ледового класса.
— Мы обязаны жить умнее всех, производить самые высокотехнологичные товары, так, как это делает, например, Севмаш. Чего бы мы ни коснулись — в Арктике мы должны быть первыми. И я уверен, что, объединив усилия, у нас это получится, — заключил глава Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский продолжил обсуждение темы освоения Арктики и развития Северного морского пути (СМП). Он отметил, что Архангельская область играет ключевую роль в системе СМП, особенно в контексте северного завоза, транзитных потоков и перевозки различных грузов.
Президент России Владимир Путин поставил задачу увеличить провозную способность Северного морского пути до 100 миллионов тонн к 2026 году и до 200 миллионов тонн к 2030 году. Для достижения этой цели необходимо создать всю необходимую инфраструктуру. В рамках плана развития СМП планируется развивать Архангельский транспортный узел и построить глубоководный район порта Архангельск, чтобы увеличить возможности по перевалке грузов.
В своём обращении к участникам форума губернатор Архангельской области подчеркнул, что Арктика становится местом мировой конкуренции не только в экономическом, но и в социальном плане.
— Северный морской путь должен забрать на себя объем грузооборота даже значительно больший, чем обозначен в стратегических документах. Это значит, что арктические территории должны развиваться ускоренными темпами. Сегодня конкуренция в этом макрорегионе нарастает, и нельзя ни в коем случае потерять темп развития, — сказал Александр Цыбульский. — Конечно, основой развития Арктики является Севморпуть, потому что на нем будет завязано и освоение природных богатств, и обеспечение импорта и экспорта товаров. Но самое важное, на мой взгляд, — Северный морской путь должен стать важной транзитной артерией, а для этого надо ускоренно развивать нашу портовую инфраструктуру.
Олег Макаров, советник руководителя Росмолодежи, рассказал о том, как федеральное агентство поддерживает экологические инициативы молодёжи.
— Совместно со всероссийским движением «Экосистема» мы ведём активную работу по объединению разных молодежных организаций, — отметил он. — На сегодняшний день более 200 организаций вошли в состав движения, это более 12500 человек. Мы создали более 77 региональных отделений, в том числе в регионах Арктической зоны, где сейчас реализуются экологические марафоны, субботники, программы просвещения и другие проекты. В 2024 году грантовая поддержка экологических инициатив уже составила 19 миллионов рублей.
В рамках деловой программы форума участники также будут участвовать в экспертных дискуссиях, посвящённых развитию кадрового потенциала, туризма и эковолонтёрства, а также повышению уровня жизни в Арктической зоне.
Добровольцы форума смогут посетить образовательные мероприятия, круглые столы и мастер-классы. Кроме того, они смогут предложить свои идеи по развитию арктических территорий.
Также на форуме будет дан старт четвёртому сезону уборки в рамках проекта «Чистая Арктика». К этому проекту присоединятся все регионы Арктической зоны РФ и муниципалитеты Архангельской области.