Жители Поморья ждут весны не только из-за редкого для наших краёв тепла, но и из-за череды плавно сменяющих друг друга ярких фестивалей. Один из них, пожалуй, самый молодой — «Ломоносов фест», проводится в столице Поморья уже второй год. В течение недели архангелогородцев и гостей города ждут драматические и кукольные спектакли, кинопоказы и образовательная программа.
— Главный принцип, который мы определили изначально для фестиваля, — это мультижанровость и смешение различных наук, различных направлений, собственно, как и всегда, — рассказывает директор Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова Сергей Самодов. — Мы говорим, что Ломоносов был мультиучёным, так и наша программа складывается из таких пазлов, которые, казалось бы, вроде бы и не складываются: искусство, наука и технология, даже спорт становится частью.
Спорт, к слову, занимает особенное место на фестивале в этом году. «Ломоносов фест» начался с уроков шахбокса. Это такой гибридный вид спорта — интеллектуально-физическое единоборство. Состоит из быстрых шахмат и классического бокса. Идея принадлежит голландцу Ипе Рубингу, который, в свою очередь, позаимствовал её из графического романа «Холодный экватор» 1992 года французского комиксиста боснийского происхождения Энки Билала. Хотя подобные идеи — сочетания единоборств и интеллектуальных игр — мелькали и раньше, например, в азиатском кино 70-х.
— Шахбокс объединяет в себе и физические, и интеллектуальные способности, и не просто в заученной комбинаторике, а именно в гармонии, в балансе свойств человека — физического и интеллектуального начала, — объясняет вице-президент Московской федерации шахбокса Марат Шахманов. Это 11 раундов — 6 раундов шахмат и 5 раундов бокса, они идут следом друг за другом.
Другой участник фестиваля, Вадим Каспаров, несмотря на фамилию, рассказывал уже далеко не о шахматах. «Ломоносов фест» в этом году сможет окунуть зрителей спектаклей в мир виртуальной реальности.
— Обычно VR он переносит куда-то в неизведанные миры, какие-то другие пространства, а здесь вся концепция заключается в том, что зритель остаётся там же, где он и есть, то есть он садится в кресло и видит те же самые пространства. Единственное, что рядом ходили зрители, но они исчезают, вместо них появляются актёры, — рассказывает продюсер, директор Санкт-Петербургского дома танца и танцевальной компании «Каннон данс» Вадим Каспаров.
Завершится «Ломоносов фест» 16 мая яркой оперой «Главный вопрос». Костюмы и декорации для этого произведения, а также часть либретто были придуманы искусственным интеллектом, в постановке даже задействован робот. На такой необычный эксперимент решился Чувашский государственный театр оперы и балета «Волга Опера». Эпизоды исполнят на семи языках, в том числе на чувашском и старославянском.