Касается открытие центрального экспоната грядущей выставки — кириллической книги «Службы и жития Сергия и Никона Радонежских», напечатанной на Московском печатном дворе в 1646 году. Это первое издание служб и жития Сергия Радонежского отдельной книгой, не в составе какого-либо богослужебного сборника, отметили в пресс-службе Добролюбовки.
Экземпляр из фонда Добролюбовки попал в библиотеку в 1920-е годы из Архангельской духовной семинарии, а изначально принадлежал архиепископу Холмогорскому и Важскому Афанасию, о чем в книге имеется запись 1685 года.
Казалось, именно эта запись — наиболее примечательная особенность экземпляра. Ведь она доказывает, что это книга из личной библиотеки архиепископа Афанасия.
Однако, качественное освещение для фотосъемки внезапно раскрыло специалистам библиотеки один секрет: у книги оказался весьма необычный переплёт. На нём изображены не просто какие-то орнаментальные прокатки на нижней крышке, а лица. На переплёте нанесён целый узор из повторяющихся лиц, в которых различили пока три разных. Кроме того, рамка по периметру крышки состоит из них же.
Верхняя крышка переплета тоже интересно оформлена, даже более нарядно, чем нижняя: на неё золотом вытеснен ромбовидный средник, а по периметру размещена позолоченная рамка, в завитках которой можно различить птиц и желуди. Точнее, рамки две: одна позолоченная, другая, с таким же узором, блинтовая (так называется тиснение без краски).
Специалисты Добролюбовки отмечают, что декор верхней крышки впечатлил их меньше, ведь птицы и желуди — традиционные элементы оформления кириллических книг и их переплетов. А вот лица людей они увидели на переплёте такой книги впервые.
Все попытки найти информацию о подобном тиснении пока что ни к чему не привели. Однако, уже есть версия, что переплёт оформлен в западноевропейской традиции. Всё же европейских книг этого времени в Архангельской области сохранилось меньше, чем кириллических.
Но тогда возникает следующий вопрос: где и когда он сделан? Известного, что эта книга напечатана в Москве в 1646 году, а куплена там же в 1685, затем хранилась в келейной библиотеке архиепископа Афанасия в Холмогорах. В том, как и когда её таким странным образом переплели, специалистам ещё предстоит разобраться.