По наблюдениям сотрудников Арктического и антарктического института (ААНИИ), в период с 16 по 22 марта 2024 года экспедиция «Северный полюс-41» преодолела порядка 35 морских миль генеральным курсом на юг. В текущий момент она работает примерно в ста милях от архипелага Шпицберген. Собранная полярниками информация говорит об увеличении скорости дрейфа за последние две недели.
Научная программа дрейфующей экспедиции «Северный полюс-41» включает несколько десятков исследовательских проектов. На станции проводятся комплексные исследования в системе «атмосфера — ледяной покров — океан» в годовом цикле. Задача учёных — изучить основные закономерности и причины изменений, происходящих в климатической системе Арктического региона, и описать тенденции будущих трансформаций на ближайшие десятилетия. Общая протяжённость уже пройденного экспедицией маршрута составляет 2777 морских миль, или порядка 5000 километров. От точки своего старта станция сместилась более чем на 1400 километров.
Директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров поделился с ИА «Регион 29» достижениями экспедиции и научных успехах экипажа.
— Какие научные исследования уже удалось провести экипажу «Северного полюса-41»? Что удалось сделать в рамках экспедиции?
— Работа «СП-41» имеет принципиально важное научное и практическое значение. Современные климатические изменения в Арктике влияют на степень защищённости от природных угроз. На территории России в последние десятилетия потепление климата происходило быстрее и масштабнее, чем в среднем по земному шару — на 0,45ºС за 10 лет. Но Арктика является ключевой областью планетарного изменения климата, где скорость потепления почти в два раза выше. Происходящие здесь изменения оказывают воздействие на климат всей Земли. Важно предвидеть растущие риски также как и возможные выгоды от их уменьшения. С практической точки зрения особый интерес представляет акватория Северного морского пути. Восточный участок СМП со временем превратится в круглогодичную транспортную магистраль, безопасность и эффективность которой во многом будет зависеть от изменений ледовых и гидрометеорологических условий. Исследования проводятся в ходе свободного дрейфа на вмороженной в лёд ледостойкой платформе «Северный полюс». На льдине вокруг судна оборудован научный лагерь, но часть научной программы также выполняется с борта судна. В пределах научного лагеря обустроен метеорологический комплекс, магнитный павильон, океанографический терминал, ледоисследовательский комплекс и другие исследовательские станции.
— Какие открытия и наблюдения проводятся или ожидаются в настоящее время?
— Задача экспедиции «Северный полюс-41» — сбор информации о природной среде высокоширотной Арктики. Анализ данных, выводы и открытия будут сделаны на «большой земле». Эта работа займет месяцы, а, возможно, и годы. Пока мы можем говорить лишь о предварительных наблюдениях, которые потребуют подтверждения. Например, мы видим, что скорость дрейфа стала выше. Очевидно, что на восточную часть Северного Ледовитого океана оказывает влияние тёплый поверхностный слой воды из экваториальной части Тихого океана, а на западную — воды Атлантики. Потепление в океане вызывает сокращение морского льда и дальнейшие изменения. Это сложный и многогранный процесс, требующий тщательного анализа.
— Какое настроение у членов экспедиции?
— Возобновление работы дрейфующих станций дало ученым много возможностей для получения актуальной информации о природной среде высокоширотной Арктики. Именно поэтому большинство ученых бессменно работают в экспедиции «Северный полюс-41» с самого первого дня — уже около полутора лет. Они стремятся использовать каждый день для того, чтобы получить информацию для своих научных проектов и исследований.
Уникальная ледостойкая платформа стоимостью порядка 9 миллиардов рублей — это настоящее чудо современной научной и инженерной мысли. Она одновременно является и местом проживания экипажа, и транспортным средством, и передовым научно-исследовательским центром. Внутри расположены 15 лабораторий и серверная система хранения полученных данных, а в корпус встроены датчики для изучения текущей ледовой обстановки. Также в арсенале учёных имеются беспилотные летающие аппараты, метеорологические буи и даже управляемые подводные аппараты.
Напомним, что в феврале стало известно о том, что Центр пропульсивных систем «Звёздочка» примет участие в разработке и создании подруливающего устройства для научно-экспедиционного судна «Иван Фролов» — будущего флагмана отечественной полярной науки.