Поездки в стойбища и сделанные эскизы и зарисовки легли в основу картин 33-летней архангелогородки Валентины Новицкой. Но как коренная архангелогородка оказалась в мезенской тундре — об этом удивительном этапе своей жизни Валентина Новицкая рассказала в интервью ИА «Регион 29».
— Всё произошло совершенно случайно, — вспоминает художница. — Мой отец Алексей Викторович Жаровов на тот момент был дьяконом, его рукоположили, и Архангельская и Холмогорская епархия отправила его в Мезень. Поехали туда мы всей семьей. Отец стал настоятелем Свято-Богоявленского собора, а я девятый класс оканчивала в Мезенской средней школе. Прикипела я тогда к Мезени! Хотя сначала всё было непривычно. Родители — городские и я — городская, а тут — печки, дрова, вода. Но постепенно всё выровнялось. В Мезени живут замечательные люди, они поддержали нас на первых порах.
— А как вы в ненецкое стойбище попали?
— С ненцами я в Мезени впервые познакомилась — они в город за продуктами приезжают. Когда увидела их — такой интерес у меня появился! Позже вместе с отцом мы к ним в стойбища ездили. Папа — по долгу службу. Он общался с ненцами и по их просьбе оленей святой водой кропил, чтобы те плодились лучше. Православные традиции и обычаи ненецкой культуры здесь очень сильно перемешиваются друг с другом, но при этом мирно уживаются.
— Какие сказания легли в основу ваших работ?
— Например, «Как могучий орел вернул ненцам солнце». Это — очень красивая ненецкая сказка. Злой коршун позавидовал ненцам, что они очень хорошо живут, что у них плодятся олени и много дичи в лесах, и украл у них солнце. Стало несчастье бродить по ненецким чумам. Но увидел это могучий орел и сказал: «Хорошо должно быть всем. А не только коршуну!». Долго орел бился с коршуном, победил его, и таким образом вернулось к ненцам солнце.
— А из-за чего щука и язь воют на одной из картин?
— «Как щука и язь воевали» — это еще одна ненецкая сказка о том, как не поделили между собой свои территории щука и язь. Сначала они жили в разных местах, а потом встретились и стали решать, кому где жить. Поссорились и передрались. Их стали разнимать — да не тут то было! Но потом пришла бабушка Ершиха и сказала: «Твое место — здесь, а твое — здесь! И будет между вами мир». Так конец этой вражде пришел. Суть сказки в том, что на самом деле никакой причины для вражды и не было. Совершенно пустой спор вышел. Все сказки у ненцев очень поучительные и актуальные во все времена.
— Для написания своих работ вы выбираете акварель, пастель, уголь. Образы получаются неброские, но выразительные. Почему именно такая техника?
— Потому что я воспринимаю тундру как нечто холодное, но вместе с тем как легкое, светлое, воздушное, искрящееся. Когда я впервые увидела эту белую пустыню, она сначала заворожила, затем испугала, а потом вызвала восхищение. Здесь соседствуют сложность и легкость, которые я стремилась передать в акварелях и графических работах, выполненных углем. Очень люблю уголь — это один из самых древнейших материалов, которым рисует человек. Приезжая в тундру, понимаешь, насколько тяжело с точки зрения бытовых условий здесь жить. Но ненцы — это мужественный и жизнерадостный народ. Они любят свою тундру, поют песни, рассказывают истории и обладают замечательным чувством юмора. Для меня эти люди стали эталоном поведения и отношения к жизни.
— Именно этому эталону и посвящена работа «Земля настоящих людей»?
— «Земля настоящих людей» — это центральная картина экспозиции, но это скорее общее, целостное представление-впечатление о той земле, где живут ненцы. Здесь есть и лингвистический нюанс. Дело в том, что ненцы всё живое — и птиц, и зверей — называют людьми. А себя, чтобы отличить от них, называют настоящими людьми.
— Какие творческие планы у вас на 2024 год?
— Весной следующего года планирую открытие в Архангельске новой выставки, посвященной поморским сказаниям. Приоткрою небольшой секрет: одна из картин будет посвящена поморской свадьбе.
Работа выставки «Тундра рассказывает сказки» продлится всего полторы недели — до 16 декабря. Но с учетом интереса, который она вызывает у северян буквально с первых дней, в Музее художественного освоения Арктики не исключают, что экспозиция будет повторно представлена в новом году.
Добавим, что для создания особой атмосферы сотрудника музея обустроили для посетителей выставки чум, в который можно забраться всей семьей и послушать ненецкие сказки, а затем поиграть в ненецкую игру-головоломку «тебко» («деревянный гвоздь») или пораскручивать ненецкую игрушку — «жужжалку».