Эти панно принимал в позапрошлом веке Париж, но лишь спустя
125 лет после их создания картины наконец добрались
до Архангельска. Легендарный цикл работ
о Русском Севере Константина Коровина
и Николая Клодта 1898 года — «Остатки стоянки
самоедов. (Священное место)», «Река», «Тундра»
и «У Карского моря» — впервые был представлен
широкой публике в 1900 году на Всемирной выставке
во Франции. А сегодня эти четыре произведения стали смысловым и художественным центром экспозиции новой выставки «Путь на Север» в Архангельске.
Удивительная история создания
этих работ началась во времена, когда
известный русский предприниматель и
меценат Савва Мамонтов строил узкоколейную
железную дорогу Вологда — Архангельск.
По приглашению Мамонтова в августе–сентябре
1984 года первый русский импрессионист Константин
Коровин в компании своего друга и единомышленника
Валентина Серова отправился на Север
(Ярославль, Архангельск, Мурман, Новая
Земля и Норвегия). Эскизы и зарисовки, привезенные
из этого путешествия, были использованы
Константином Коровиным для создания
панно, посвященных Русскому Северу. По окончанию работы Всемирной
выставки в Париже картины Коровина передали
в коллекцию Русского музея.
— Совместные выставочные проекты
с Государственным Русским музеем мы
проводим с 2008 года, — рассказала ИА «Регион
29» заместитель директора по научной работе
музейного объединения «Художественная
культура Русского Севера» Зоя Кулешова.
— Идея представить в Архангельске работы
Константина Коровина потребовала большого
кропотливого труда. Именно для нашей
выставки четыре картины художника были
отреставрированы. А затем по заснеженным
дорогам специализированным транспортом
для перевозки культурных ценностей легендарные
панно Константина Коровина были доставлены
в Архангельск.
Зоя Кулешова поделилась с ИА «Регионом
29»: больше всего она переживала, что входные
двери Архангельского музея окажутся
недостаточно широкими для проноса этих
картин.
— Панно Константина Коровина были
упакованы в ящики. Каждый ящик — 3,5 метра,
вес — 170 кг. Несли их шесть грузчиков, которым
благополучно удалось доставить панно
в наш музей, — продолжает Зоя Кулешова. —
Цикл работ Коровина и Клодта стал основой
выставки «Путь на Север». Всего же на экспозиции
представлены 54 работы известных русских
художников, в судьбах и творчестве которых
Север обрёл особое звучание. Из них 32 картины нам предоставил Русский музей — причем не только из запасников, но и из действующих экспозиций. Из коллекции Архангельского музея изобразительных
искусств на выставке представлены 22 произведения.
Начиная с 28 ноября уже можно отправляться
в путешествие по залам Архангельского музея ИЗО, чтобы увидеть творческий «путь
на Север» не только Константина Коровина,
но и Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Николая
Рериха, Аполлинария Васнецова, Александра
Борисова и других прославленных живописцев.
Работа выставки продлится до 20 февраля
2024 года.
Добавим, что еще одно монументальное произведение Константина Коровина — «Базар у пристани в Архангельске» 1896 года — на сегодняшний день находится в Государственной Третьяковской галерее. В 2009 году завершилась сложнейшая реставрация этой картины. Любопытно, что именно для «Базара у пристани в Архангельске» в реставрационной мастерской масляной живописи Третьяковской галереи была разработана новая методика для дублировки больших картин с использованием специально спроектированного кассетного подрамника.
Размеры картины — 237×352 см. Заместитель директора по научной работе музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зоя Кулешова не теряет надежды, что однажды и это знаменитое панно удастся представить архангелогородцам.