Эти панно принимал в позапрошлом веке Париж, но лишь спустя
125 лет после их создания картины наконец добрались
до Архангельска. Легендарный цикл работ
о Русском Севере Константина Коровина
и Николая Клодта 1898 года — «Остатки стоянки
самоедов. (Священное место)», «Река», «Тундра»
и «У Карского моря» — впервые был представлен
широкой публике в 1900 году на Всемирной выставке
во Франции. А сегодня эти четыре произведения стали смысловым и художественным центром экспозиции новой выставки «Путь на Север» в Архангельске.
Удивительная история создания
этих работ началась во времена, когда
известный русский предприниматель и
меценат Савва Мамонтов строил узкоколейную
железную дорогу Вологда — Архангельск.
По приглашению Мамонтова в августе–сентябре
1984 года первый русский импрессионист Константин
Коровин в компании своего друга и единомышленника
Валентина Серова отправился на Север
(Ярославль, Архангельск, Мурман, Новая
Земля и Норвегия). Эскизы и зарисовки, привезенные
из этого путешествия, были использованы
Константином Коровиным для создания
панно, посвященных Русскому Северу. По окончанию работы Всемирной
выставки в Париже картины Коровина передали
в коллекцию Русского музея.
— Совместные выставочные проекты
с Государственным Русским музеем мы
проводим с 2008 года, — рассказала ИА «Регион
29» заместитель директора по научной работе
музейного объединения «Художественная
культура Русского Севера» Зоя Кулешова.
— Идея представить в Архангельске работы
Константина Коровина потребовала большого
кропотливого труда. Именно для нашей
выставки четыре картины художника были
отреставрированы. А затем по заснеженным
дорогам специализированным транспортом
для перевозки культурных ценностей легендарные
панно Константина Коровина были доставлены
в Архангельск.
Зоя Кулешова поделилась с ИА «Регионом
29»: больше всего она переживала, что входные
двери Архангельского музея окажутся
недостаточно широкими для проноса этих
картин.
— Панно Константина Коровина были
упакованы в ящики. Каждый ящик — 3,5 метра,
вес — 170 кг. Несли их шесть грузчиков, которым
благополучно удалось доставить панно
в наш музей, — продолжает Зоя Кулешова. —
Цикл работ Коровина и Клодта стал основой
выставки «Путь на Север». Всего же на экспозиции
представлены 54 работы известных русских
художников, в судьбах и творчестве которых
Север обрёл особое звучание. Из них 32 картины нам предоставил Русский музей — причем не только из запасников, но и из действующих экспозиций. Из коллекции Архангельского музея изобразительных
искусств на выставке представлены 22 произведения.
Начиная с 28 ноября уже можно отправляться
в путешествие по залам Архангельского музея ИЗО, чтобы увидеть творческий «путь
на Север» не только Константина Коровина,
но и Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Николая
Рериха, Аполлинария Васнецова, Александра
Борисова и других прославленных живописцев.
Работа выставки продлится до 20 февраля
2024 года.
Добавим, что еще одно монументальное произведение Константина Коровина — «Базар у пристани в Архангельске» 1896 года — на сегодняшний день находится в Государственной Третьяковской галерее. В 2009 году завершилась сложнейшая реставрация этой картины. Любопытно, что именно для «Базара у пристани в Архангельске» в реставрационной мастерской масляной живописи Третьяковской галереи была разработана новая методика для дублировки больших картин с использованием специально спроектированного кассетного подрамника.
Размеры картины — 237×352 см. Заместитель директора по научной работе музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зоя Кулешова не теряет надежды, что однажды и это знаменитое панно удастся представить архангелогородцам.
информационное
Фото Алены Воробьевой
Фото Алены Воробьевой
Фото Алены Воробьевой
Фото Алены Воробьевой
Фото Алены Воробьевой
Фото Алены Воробьевой
Фото Алены Воробьевой
Фото Алены Воробьевой