Архангельская станция переливания крови нуждается в донорах
1/8
Общество
В Архангельск спустя 125 лет привезли легендарные панно Коровина

В Архангельск спустя 125 лет привезли легендарные панно Коровина

29.11.2023 14:00
28 ноября в Архангельском музее изобразительных искусств начала работу выставка «Путь на Север». Это — уникальный совместный проект Государственного Русского музея и музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». В экспозиции – легендарный цикл работ о Русском Севере Константина Коровина и Николая Клодта, а также картины Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Николая Рериха, Аполлинария Васнецова, Александра Борисова и других живописцев.

Эти панно принимал в позапрошлом веке Париж, но лишь спустя 125 лет после их создания картины наконец добрались до Архангельска. Легендарный цикл работ о Русском Севере Константина Коровина и Николая Клодта 1898 года — «Остатки стоянки самоедов. (Священное место)», «Река», «Тундра» и «У Карского моря» — впервые был представлен широкой публике в 1900 году на Всемирной выставке во Франции. А сегодня эти четыре произведения стали смысловым и художественным центром экспозиции новой выставки «Путь на Север» в Архангельске.

Удивительная история создания этих работ началась во времена, когда известный русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов строил узкоколейную железную дорогу Вологда — Архангельск. По приглашению Мамонтова в августе–сентябре 1984 года первый русский импрессионист Константин Коровин в компании своего друга и единомышленника Валентина Серова отправился на Север (Ярославль, Архангельск, Мурман, Новая Земля и Норвегия). Эскизы и зарисовки, привезенные из этого путешествия, были использованы Константином Коровиным для создания панно, посвященных Русскому Северу. По окончанию работы Всемирной выставки в Париже картины Коровина передали в коллекцию Русского музея. 

— Совместные выставочные проекты с Государственным Русским музеем мы проводим с 2008 года, — рассказала ИА «Регион 29» заместитель директора по научной работе музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зоя Кулешова. — Идея представить в Архангельске работы Константина Коровина потребовала большого кропотливого труда. Именно для нашей выставки четыре картины художника были отреставрированы. А затем по заснеженным дорогам специализированным транспортом для перевозки культурных ценностей легендарные панно Константина Коровина были доставлены в Архангельск.

Зоя Кулешова поделилась с ИА «Регионом 29»: больше всего она переживала, что входные двери Архангельского музея окажутся недостаточно широкими для проноса этих картин.

— Панно Константина Коровина были упакованы в ящики. Каждый ящик — 3,5 метра, вес — 170 кг. Несли их шесть грузчиков, которым благополучно удалось доставить панно в наш музей, — продолжает Зоя Кулешова. — Цикл работ Коровина и Клодта стал основой выставки «Путь на Север». Всего же на экспозиции представлены 54 работы известных русских художников, в судьбах и творчестве которых Север обрёл особое звучание. Из них 32 картины нам предоставил Русский музей — причем не только из запасников, но и из действующих экспозиций. Из коллекции Архангельского музея изобразительных искусств на выставке представлены 22 произведения.

Начиная с 28 ноября уже можно отправляться в путешествие по залам Архангельского музея ИЗО, чтобы увидеть творческий «путь на Север» не только Константина Коровина, но и Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Николая Рериха, Аполлинария Васнецова, Александра Борисова и других прославленных живописцев. Работа выставки продлится до 20 февраля 2024 года.

Добавим, что еще одно монументальное произведение Константина Коровина — «Базар у пристани в Архангельске» 1896 года — на сегодняшний день находится в Государственной Третьяковской галерее. В 2009 году завершилась сложнейшая реставрация этой картины. Любопытно, что именно для «Базара у пристани в Архангельске» в реставрационной мастерской масляной живописи Третьяковской галереи была разработана новая методика для дублировки больших картин с использованием специально спроектированного кассетного подрамника. 

Размеры картины — 237×352 см. Заместитель директора по научной работе музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зоя Кулешова не теряет надежды, что однажды и это знаменитое панно удастся представить архангелогородцам.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.