Глава Архангельска Дмитрий Морев озвучил претензии «Экоинтегратору»
1/6
Общество
«Всю прелесть земли видят только вертолётчики»: как пилот из Архангельска спасал людей по всему миру

«Всю прелесть земли видят только вертолётчики»: как пилот из Архангельска спасал людей по всему миру

07.11.2023 12:00Роман Филковский
Пилот 2-го Архангельского объединённого авиаотряда Александр Макаров уже более 40 лет на вертолёте Ми-8 доставляет людей, грузы и гуманитарную помощь в разные уголки планеты. Ему доводилось спасать незадачливых китайских полярников в Антарктиде, встретить 120-летнего жителя Пакистана, летать в горах Афганистана и доставлять гуманитарные миссии ООН в Судане. Сейчас Александр Макаров передаёт свой опыт молодым пилотам, он всё также как в молодости обожает свою работу, путь в которую начинался с большой мечты о небе и путешествиях.

Свой путь в авиации Александр Макаров начал в 20 лет. Уже в 23 года он стал командиром вертолёта Ми-8, и вот уже более 40 лет помогает своей работой людям по всей планете, доставляет гуманитарные грузы, эвакуирует пострадавших из зон стихийных бедствий, участвует в тушении лесных пожаров, снабжает полярные станции в Арктике. Накопленный за годы опыт Александр Макаров старается передавать молодому поколению пилотов, как в своё время делали его наставники, лётчики 2-го Архангельского объединенного авиаотряда.   

Александр МакаровАлександр Макаров

— Александр Вениаминович, авиация и небо — это ваша мечта?

— Всё началось с мечты. Каждый ребенок мечтает путешествовать, посмотреть мир. Я даже помню тот момент, когда возвращаясь из школы, я услышал звук вертолёта. Поднял голову, он пролетал мимо нас. Я тогда ещё не разбирался в типах вертолётов, но мне очень захотелось посмотреть на свой край сверху, с высоты птичьего полёта. Желание было фантастическое, мечта возникла мгновенно. Выбор был между самолётом и вертолётом, но вертолёт меня привлекает до сих пор. Вертолёт имеет несколько позиций по движению в воздушном пространстве, он более сложный и интересный, может зависать на месте, двигаться вверх и вниз, влево и вправо, вперед и назад, умеет разворачиваться на месте. Для самолёта необходима либо специальная полоса для взлёта и посадки, либо ровная поверхность, а вертолёт может сесть практически в любом месте, если нет препятствий.

«Всю прелесть земли видят только вертолётчики» — с таким девизом Александр Макаров работает всю жизнь«Всю прелесть земли видят только вертолётчики» — с таким девизом Александр Макаров работает всю жизнь

— Значит, это был целенаправленный выбор?

— Разумеется. Как-то я увидел телепередачу «От всей души», ведущей в которой была Валентина Леонтьева. В тот раз передача была посвящена Дню гражданской авиации. Валентина Михайловна рассказала о командире «Ан-2», о его полётах по санитарному заданию в районе Чукотки. Когда она пригласила пилота, на сцену вышел скромный человек в возрасте, и она спросила: «Почему вы всю жизнь работаете в малой авиации? У вас ведь есть друзья, которые летают на больших самолётах?». На что он ей ответил: «Большая авиация — это разогнались по бетонной полосе, взлетели, набрали высоту, за облаками солнышко. По прибытию снижение, через облака прошли, снова бетонная полоса, только другой курс. А здесь летишь и смотришь, как люди живут, олени пасутся, как природа расцветает». На это Валентина Леонтьева ответила: «Значит, пилоты малой авиации видят всю прелесть земли?». А он ответил: «Нет, всю прелесть земли видят только вертолётчики». Абсолютно верно помечено было командиром. Вот этот романтизм, который был у меня в школе, помог сделать выбор профессии и остался со мной до сих пор.

Арктика и Антарктика были мечтой, которая сбыласьАрктика и Антарктика были мечтой, которая сбылась

— Где вы мечтали побывать, будучи пилотом?

— Я хотел побывать на островах Земли Франца-Иосифа и в итоге побывал почти на каждом. Хотел увидеть архипелаги Северная земля и Новая Земля, остров Врангеля. Есть такой небольшой остров Виктория, который находится в Баренцевом море, ближе к Шпицбергену. В диаметре этот остров всего полтора километра, но представляет собой сплошной купол изо льда. Лишь маленькая полоска есть песка на северной его стороне, где находится большое лежбище моржей — удивительное зрелище. Хотелось побывать в Антарктиде, и такой случай представился. Мечтал побывать за границей, посмотреть Африку, и мы работали в Африке, в Либерии, Судане. Также я работал в Пакистане, Афганистане. Везде смотрел, как живут и работают люди. Причем заметил, чем сложнее в стране климатические условия, тем более трудолюбивые там люди, как, например, в Афганистане, Пакистане.

— Чем вам нравится как пилоту работа на Севере?

— На Севере подкупает сама первозданность природы, ещё не тронутая изменениями и цивилизацией. Очень нравится работа на «Михаиле Сомове». Бывает, что приходишь домой с радостью, что кому-то помог своей работой, как например, при работе на санитарных заданиях.

Иногда пилоты отгоняют медведей от места высадки — самим вертолётомИногда пилоты отгоняют медведей от места высадки — самим вертолётом

— Приходится ли вам отгонять вертолётом белых медведей от мест высадки?

— Конечно. Сначала осматриваешь место высадки людей, чтобы не было медведей, изучаешь их следы. Если есть медведь, то отгоняешь его подальше. Чтобы отогнать мишку, мы зависаем рядом со зверем, и постепенно он отходит в сторону. У медведей, как и у людей, у каждого свой характер: одни любопытные, другие трусливые, третьи наглые. Однажды мы даже вывозили белых медведей с мыса Меньшикова на Новой Земле. Звери не уходили от погранзаставы и для безопасности их решили отвезти в Ленинград. Мы прилетели, двух медвежат и их маму специалисты зоопарка обездвижили, загрузили в вертолёт. Перевозили их в клетках с толстыми прутьями в Амдерму. После мишек на Ан-26 доставили в зоопарк. Спустя время мы с дочкой были в Ленинграде и видели этих медведей в вольере, рядом стояла табличка, что это медведи с мыса Меньшикова.

— А случались ли опасные ситуации, связанные с этими хищниками?

— На острове Хейса в 2004 году, во время строительства нового здания, произошёл очень неприятный случай. У нас на глазах белый медведь схватил начальника станции и поволок к морю. Медведь никак на нас не реагировал, к счастью, у строителей была собачка, лаечка. Она обошла медведя сзади, залаяла, за лапу его укусила. Медведь раскрыл пасть, человек выпал, успел сгруппироваться и спрятаться в укрытие на метеоплощадке. Тогда медведь пошёл на нас, мы врассыпную. Опять нас выручила эта собачка, снова обошла его и укусила. Мы тогда начали стрелять из ракетниц и после третьего выстрела медведь ушёл. У потерпевшего была прокушена рука, остались следы от зубов в районе шеи. Мы срочно перевезли его на «Михаил Сомов», врач наложил швы, вертолётом отвезли на военную заставу, а оттуда его самолётом отправили в Мурманск. Медведи сейчас совсем не боятся людей.

По словам лётчика, последствия глобального потепления заметны, но в природе всё цикличноПо словам лётчика, последствия глобального потепления заметны, но в природе всё циклично

— Вы много летаете в Арктике — сильно ли она изменилась из-за глобального потепления за последние годы?

— Да, это заметно. Наш авиаотряд начинал работать по обеспечению полярных станций с борта научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» в 2000 году. Рейсы в высоких широтах по завозу грузов часто проходили с помощью атомоходов, так как «Михаил Сомов» сам не мог пройти через тяжелые льды. В последние годы «Сомов» справляется сам без поддержки атомоходов. Однако год на год не приходится, в этом сезоне была довольно сложная ледовая обстановка. Я давно такого не помню, чтобы у мыса Стерлигова, островов Визе и Известий Цик в Карском море в августе был такой лёд. В 2000-х годах свои исследования проводил Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, расположенный в Санкт-Петербурге. Мы работали с «Михаила Сомова», ученые делали аэрофотосъемку, забрасывали полевые группы для исследования льда, его прочности и дрейфа. В составе архипелага Земля Франца-Иосифа есть остров Галля, на юго-востоке которого был обозначен полуостров Литтрова. Раньше между ними был сплошной ледник, а сейчас появился пролив, то есть теперь это не полуостров, а уже остров Литтрова. Когда ученые делали аэрофотосъемку ледников с вертолёта на севере Новой Земли, то мне сказали, что граница ледника, сползающего в залив моря, сократилась примерно на пять километров. И так почти в каждом заливе. Однако когда мы были в Антарктиде, то к одному из гляциологов (прим.ред. — учёные исследующие льды) был задан вопрос касательно уменьшения площади Антарктиды. В ответ он сказал, что в целом площадь Антарктиды уменьшается, но идёт рост льда вверх, поэтому сложно сказать однозначно как влияет глобальное потепление на льды — в природе всё циклично.

— Как вы оцениваете навыки молодого поколения пилотов 2-го Архангельского объединенного авиаотряда?

— Ребята приходят хорошие из лётных училищ, с большим желанием работать — это основное. Каждый человек учится по-разному, кто-то как губка впитывает в себя знания, кому-то бывает нужно повторить отдельные моменты. Я себя всегда с ними сравниваю, вспоминаю каким я пришёл с училища. Мне очень повезло, у меня были грамотные и опытные командиры, от каждого я старался взять те навыки, тот профессиональный опыт, который мог применить в своей работе. Именно благодаря своим наставникам Румянцеву Валерию, Ходаковскому Валентину, Клычёву Михаилу и Нуштаеву Геннадию, я и стал командиром вертолёта Ми-8 уже в 23 года. Сейчас я молодым ребятам это стараюсь донести, что каждый человек разный, чтобы они подмечали то, что им понравились в старших коллегах, и применяли в будущем.

Самый важный навык пилота — дисциплинаСамый важный навык пилота — дисциплина

— Какие навыки и качества считаете самыми важными для начинающих пилотов?

— Я считаю, что самый главный навык — дисциплина. Не только в поведении и обучении, но и в управлении воздушным судном. Нужно уметь себя заставить что-то повторить. Например, я до сих пор учусь, хотя уже 42 года в авиации. Каждый год у нас проходят курсы по повышению квалификации, мы повторяем уже пройденный материал, узнаём что-то новое, изучаем новые приборы, изменения в законодательстве, проходим регулярные тренировки на тренажере. Обучение идёт постоянно.

— А хватает ли сейчас молодых пилотов в авиаотряде?

— Если сравнить с тем периодом, когда я пришёл с училища, то самому возрастному командиру было пятьдесят лет. Сейчас средний возраст пилотов заметно увеличился. Училища сейчас выпускают меньше пилотов. Когда я заканчивал обучение, выпуск был более двухсот человек в год на весь Советский Союз. Сейчас выпускается ежегодно гораздо меньше пилотов, дефицит кадров ощущается.

«Василиса Прекрасная» или просто «восьмёрочка» — так называют между собой Ми-8 пилоты«Василиса Прекрасная» или просто «восьмёрочка» — так называют между собой Ми-8 пилоты

— Сильно ли изменился вертолёт Ми-8, на котором вы летаете уже не один десяток лет?

— Да, машина меняется. Я считаю, что это лучший вертолёт в мире, который имеет большой потенциал для развития в будущем. Меняются двигатели на более мощные, появляются современные приборы для навигации, оборудование, локатор. Вертолёт Ми-8 — это универсал. Мы, пилоты, называем её между собой «Василиса Прекрасная» или просто «восьмёрочка». Все, кто на этой машине работал, с удовольствием к ней относятся, очень душевно.

— Какой вид был самым впечатляющим?

— Впечатляет не один вид, их много. Антарктида впечатляет своей грандиозностью, пингвинами. Очень понравились пингвины Адели, небольшие, очень симпатичные. В Арктике впечатляет Земля Франца-Иосифа, красивейшее место, Новая Земля. Когда стоит ясная погода, то вид просто завораживает.

На таком импровизированном плоту унесло в море китайских полярниковНа таком импровизированном плоту унесло в море китайских полярников

— Расскажите, как в 2010 году вы помогали спасать сотрудников китайской антарктической станции? Что там стряслось?

— Мы тогда находились на базе «Дружная-4». Нас вызвали в радиобюро и сказали, что срочно требуется помощь — китайцев унесло в море. Куда унесло — пока не знаем. Инженеры тут же оперативно подготовили вертолёт для вылета, и все вместе полетели. Приближаемся к китайской станции «Чжуншань», а там группа китайцев стоят на берегу, ждут нас. Они рассказали, что лодки не было, их гидрологи взяли шесть двухсотлитровых бочек, закрепили их вместе с паллетами, чтобы было удобнее сидеть, вместо вёсел взяли железные лопаты и отправились в море ставить научные приборы. Рядом находится ледник, под утро и вечером там обычно начинает дуть стоковый ветер. Этим ветром их и сдуло в море, затолкало между двумя айсбергами, высотой около 30 метров от уровня моря. Обратно выбраться они не могли, выход из ловушки им запечатало битым льдом. На китайской станции был вертолёт Ка-32 с корейским экипажем, но они сказали, что они не могут выполнить полёт по метеоусловиям. Вместе с переводчиком Александром Орубом и начальником китайской станции мы отправились на выручку. Благодаря совместной слаженной работе всё закончилось благополучно. Стоит отдать китайцам должное — по моим наблюдениям, они работали с раннего утра и заканчивали поздним вечером, на сон у них оставалось не так уж много времени. Очень трудолюбивый народ.

Александр Макаров на австралийской станции «Дейвис»Александр Макаров на австралийской станции «Дейвис»

— А доводилось ли вам посещать другие антарктические станции?

— Как-то раз нам провели экскурсию на китайскую станцию, уютно, компактно. Доводилось бывать и на австралийской станции «Дейвис». Это случилось в День Австралии, тогда в гости приглашали, в том числе и российских полярников. На станции полярники сами варят пиво, иногда пьют по чуть-чуть. Также парни играли в футбол, а рядом лежали морские слоны, которые ничего не боялись, ноль реакции на футболистов.

В Арктике медведи и цветы, а в Антарктиде пингвины и солнце задом наперёдВ Арктике медведи и цветы, а в Антарктиде пингвины и солнце задом наперёд

— Есть ли отличия между Арктикой и Антарктидой?

— В Антарктиде я впервые поймал себя на мысли, что рядом нет белых медведей — непривычно. Идёшь и оглядываешься: летают поморники, ходят пингвины, а медведей нет. Основная масса континента — это лёд. Как-то пролетали мимо айсберга, замерили — высота 70 метров от воды! Видимая часть айсберга — это ведь одна шестая часть его реального размера. Это поражает. В Атлантическом океане был официально измерен айсберг, отколовшийся от Гренландии, — 100 метров над водой, а подводная часть 572 метра. Простой пример: бросаете кусочек льда в стакан с газировкой и сравниваете, сколько торчит сверху и сколько находится внизу, тоже самое и айсберг. Из растительности в Антарктиде я видел только редкие лишайники, а у нас на Земле Франца-Иосифа растут цветы, арктические маки. Я поражаюсь этому, ведь они цветут. Температура плюс пять, лёд кругом, а он цветёт жёлтенькими бутонами! Растут и розоватые камнеломки. Холоднее конечно в Антарктиде, но мы были там, в летний период с декабря по апрель. Солнце в Антарктиде встаёт также на востоке, но идёт по небу против часовой стрелки. Также в Антарктиде не видно Полярной звезды, но зато можно наблюдать Южный крест.

Самое поразительное в Антарктиде — взаимовыручка между людьмиСамое поразительное в Антарктиде — взаимовыручка между людьми

— Что вас больше всего поражает в Антарктиде?

— Больше всего мне нравится максимальная взаимовыручка между станциями, не только между российскими и китайскими. Был несчастный случай у китайцев, спасали полярника, получившего тяжёлые повреждения брюшной полости. Наш хирург делал операцию, ассистировали ему врачи китайской и австралийской станции, китайцы сдавали кровь. Операция по спасению длилась около восьми часов, после стабилизации состояния потерпевшего, австралийцы обеспечили его доставку на свой аэродром, откуда самолётом отправили на большую землю. Взаимовыручка там, на высшем уровне, нет места для каких-то политических претензий.

— Доводилось ли вам во время доставки гуманитарной помощи в страны с неспокойной обстановкой, попадать под обстрелы?

— В Афганистане со мной ничего подобного не было, там, где работал наш экипаж, нас не обстреливали. Другие вертолёты иногда приходили с повреждениями. Когда мы работали на ООН в Южном Судане, то у них там был постоянный мониторинг уровня опасности. Если в каком-то населенном пункте случалась заварушка, то мы туда не летали.

— Как местные жители реагировали на вашу работу по доставке гуманитарной помощи?

— Когда мы работали в Пакистане после землетрясения, то жители всегда встречали с благодарностью. Мы обеспечивали пострадавших провизией, медикаментами и другими необходимыми грузами, а обратно забирали раненных. Встречали все с благодарностью, трагедия тогда была большая, дома все были разрушены. Землетрясение началось в девять часов утра, школьники были в школах. Мощный толчок, всех завалило. Мы работали примерно полгода с этой миссией. 

Фото со 122-летним старцемФото со 122-летним старцем

— Встречались ли вам в этих миссиях необычные люди?

— Интересный случай был, когда после посадки я заметил одного любопытного старца и спросил у переводчика: «А сколько этому почтенному лет?». А переводчик и ответил, мол — 120. Я сперва решил, что у меня что-то со знанием английского, уточнил ещё раз. Ответ был такой же. 120 лет! А человек рядом с дедушкой, говорит переводчик, это его брат — ему 116 лет. Я попросил разрешения с ним сфотографироваться на память о командировке, а потом по возвращении в Исламабад оказалось, что этому дедушке были все 122 года!

Работы у вертолётчиков много, вся она разная и этим приносит удовольствие Работы у вертолётчиков много, вся она разная и этим приносит удовольствие

— Что вам приносит вдохновение?

— Вдохновение приносит интерес к самой работе. Когда каждый раз на работу с удовольствием едешь, работа разнообразная. Также я люблю читать книги про открытия, про путешествия, про Арктику. Очень интересно, вдохновляет. 

Указом Президента РФ от 3 октября 2023 года за высокое профессиональное мастерство и многолетнюю добросовестную работу заслуженный пилот Российской Федерации пилот-инструктор Александр Макаров был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, к поздравлениям присоединился губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.