От Ньютона до Ломоносова
Директор музея Николай Выморков признается, что новая экспозиция появилась, отчасти спонтанно.
— Пришлось много импровизировать, перестраивая начальную концепцию экспозицию, разработанную еще в 80-х года 20 века. Она представлял ученого в классическом виде. Наша идея была в том, чтобы рассказывать о Ломоносове как не о чем-то отдельном от всего — вещь в себе, а как о человеке своего времени. Ведь зачем люди едут в музей Ломоносова в Холмогоры? Чтобы понять, что здесь было такое, что отсюда взял и вырос Ломоносов. И мы стали думать о том, как раскрыть местную культуру, привязать Ломоносова к физическим реальным объектам, чтобы он перестал быть мифом, сделать его более понятным современному человеку, — рассказывает Николай Выморков.
В залах предметы крестьянского быта соседствуют со столярными инструментами и ткацким станком, женские сарафаны — с иконой в резном костяном окладе, макет парусного судна — с напольными часами, которые идут с 1755 года и до сих пор исправно отсчитывают минуты, часы и столетия, спил кедра, по преданию, посаженного в Вавчуге Петром I, — с уникальной коллекцией изделий мастеров резьбы по кости.
— Надо понять, что Ломоносов родился не в какой-то глухой северной деревне, хотя люди и сидели с лучиной. Они книжки читали, у них тут были монастыри, шла торговля, которая десятилетиями развивалась еще до основания Архангельска. Миша Ломоносов родился в условиях, когда и культура, и ремесло развивались. Так что старт у Ломоносова был хороший, — рассказывает Николай Выморков.
В обновлённой экспозиции — много картографического материала, большую часть которого сотрудники музея разработали сами. Например, карта, рассказывающая откуда пошел русский север — как из Великого Новгорода по рекам и волоком люди продвигались на север, заселяя реки, как появились Холмогоры, которые развивались на перекрестке рек и торговых путей. Она, кстати, выстроена как минимум на пяти исторических источниках. Или карта научных открытий Ломоносова, которую в шутку здесь называют «картой маньяка», потому что она напоминает цепочку событий при расследовании преступлений, соединенную красной нитью. Некоторые туристы приезжают в музей в том числе, чтобы посмотреть именно на нее.
— Так мы хотели объяснить место Ломоносова в современной науке. Под портретом Ломоносова вертикально идут темы, которые он разрабатывал и открытия, которые он совершил. Горизонтально — шкала времени, в каждой линейке открытия или темы находятся ученые, которые разрабатывали эту тему либо до Ломоносова, либо после. Когда школьники спрашивают– какие открытия Ломоносова используются в современной науке, на этой карте можно это проследить, — рассказывает Николай Выморков.
Обновили специалисты музея и списки родственников и потомков Ломоносова, которые «застыли» еще в 80 годах 20 века. Причем, потомки теперь обрели не просто имена и даты, но и свои истории.
— Сегодня и в Холмогорах, и в Архангельской области много потомков Ломоносова по крестьянской родне. Бывают, бабушка или дедушка приходят ко мне и просят выписать им справку, что они потомки Ломоносова для внуков. Понятно, что достоверность такой справки сомнительная, но мне не сложно, а для них — гордость, — рассказывает Николай Выморков.
Фига от Ломоносова и корпоративные валенки
Сегодня в музее много пустых полок. Николай Выморков признается, что это не от отсутствия экспонатов. Хотя, например, пласт истории Холмогор до прихода на эти земли новгородцев в музее полностью отсутствует. О пребывании на этой земле финно-угорских племен свидетельствует только случайно найденный в окрестностях музея наконечник стрелы. Официальных археологических раскопок на Курострове не было, а заполучить находки на интернет-аукционах музею не по карману.
— Наша задача — со временем все полочки заполнить, и мы знаем, чем их заполнять, но это все гигантская работа, которую должен кто-то делать, а у нас позиция научного сотрудника вакантна. Мы можем из фондов достать, допустим самовары и лапти, но, когда выстраивали экспозицию, мы хотели выстроить цельный образ, определенную драматургию рассказа. Например, интересно было бы сделать раздел по судостроению. Тем более, что в районе была основа первая коммерческая судоверфь купцов Бажениных и развивалось народное судостроение на Ровдиной горе, — говорит Николай Выморков.
Отсутствие научного сотрудника — не единственная проблема музей. Второй по популярности вопрос от туристов, после «А если ли предметы, которые точно относятся к Ломоносову», вполне банальный — «А где туалет?». Но он уже стал притчей во языцех — обычный деревенский домик на улице в мороз производит неизгладимое впечатление на столичных туристов. Но Николай признается — «нормальный» туалет в музее есть, вот только пользоваться им возможности нет — там отсутствует вентиляция, а зимой замерзает и водопровод, и сток.
— Это «системная проблема», заложенная при строительстве. Чтобы решить её сегодня, необходимо проводить работы с конструкцией здания, начиная с фундамента, а средств на это пока нет, тем более, что речь идет об участке, который является объектом наследия федерального значения. В данном случае нужен дорогостоящий проект, в том числе, со специальным разделом по археологии, — рассказывает Николай.
В этом году в музее решились на корпоративную одежду — валенки. Устранить проблему холодного пола без ремонта фундамента также пока не представляется возможным. Еще один нюанс, который «напрягает» неподготовленных туристов — отсутствие кафе. С этим неудобством, например, в этом году столкнулась съемочная группа продюсерского центра Федора Бондарчука, которая снимала на территории музей новый сериал «Из поморов мы» с Павлом Деревянко в главной роли.
— Сначала они пытались найти фудтрак в Архангельске, но местные предприниматели не были готовы ежедневно кормить порядка 70 человек на протяжении нескольких съемочных дней, поэтому фудтрак пригнали из Москвы. Я долго присматривался к тому, как работают ребята, пообщался с ними, идея для Холмогор хорошая, но при нашем туристическом потоке она экономически не выгодна, — рассказывает Николай Выморков.
Ежегодно музей Ломоносова в Холмогорском округе посещают порядка восьми тысяч туристов в год. Иногда их поток увеличивается. Например, когда в августе 2023 года на одном из федеральном каналов рассказали, как Михаил Ломоносов «шел в Москву из Мурманска», в музей экскурсии шли практически одна за другой.
Недавно в музее открылась новая выставка, на которой представлены книги Георгия Петровича Шторма — известного историка литературы и автора книги «Труды и дни Михаила Ломоносова», а также часть уникальных гравюр Владимира Андреевича Фаворского в подлиннике, которые были переданы в музей автором в 1962 году.
— Начиная от образа почти в стиле японской гравюры, где Ломоносов что-то читает «под сакурой», закачивая Ломоносовым, показывающим фигу в пустоту — этот диапазон, в который вмещается весь Ломоносов со всеми его великими открытиями и стремлениями к познанию мира, харизмой и легендарной биографией. Наверное, именно этого ощущения мы и добивались, обновляя экспозицию, — рассказывает Николай Выморков.