В одной из больниц Архангельска отравились дети
1/17
Общество
В музее М.В. Ломоносова Холмогорского округа создали кладовую учёного и «карту маньяка»

В музее М.В. Ломоносова Холмогорского округа создали кладовую учёного и «карту маньяка»

23.10.2023 11:00Людмила Захарова
Три года назад в музее М.В. Ломоносова, расположенного на Курострове в Холмогорском районе, существенно обновили экспозицию. Теперь музейное пространство напоминает кладовую учёного, где в каждом шкафчике живут предметы, которые заземляют легенды и мифы о великом ученом и привязывают его к месту, где он вырос. Среди экспонатов появилась карта научных открытий Ломоносова, которую в шутку здесь называют «картой маньяка», и обновлённое генеалогическое древо с дворянской и крестьянской линией ученого, на основании которой некоторые жители района просят выписать им справки, что они – потомки Ломоносова.

От Ньютона до Ломоносова

Директор музея Николай Выморков признается, что новая экспозиция появилась, отчасти спонтанно.

— Пришлось много импровизировать, перестраивая начальную концепцию экспозицию, разработанную еще в 80-х года 20 века. Она представлял ученого в классическом виде. Наша идея была в том, чтобы рассказывать о Ломоносове как не о чем-то отдельном от всего — вещь в себе, а как о человеке своего времени. Ведь зачем люди едут в музей Ломоносова в Холмогоры? Чтобы понять, что здесь было такое, что отсюда взял и вырос Ломоносов. И мы стали думать о том, как раскрыть местную культуру, привязать Ломоносова к физическим реальным объектам, чтобы он перестал быть мифом, сделать его более понятным современному человеку, — рассказывает Николай Выморков.

Директор музея Николай Выморков показывает карту, рассказывающую откуда пошел русский север. Она выстроена на пяти исторических источниках. Директор музея Николай Выморков показывает карту, рассказывающую откуда пошел русский север. Она выстроена на пяти исторических источниках.

В залах предметы крестьянского быта соседствуют со столярными инструментами и ткацким станком, женские сарафаны — с иконой в резном костяном окладе, макет парусного судна — с напольными часами, которые идут с 1755 года и до сих пор исправно отсчитывают минуты, часы и столетия, спил кедра, по преданию, посаженного в Вавчуге Петром I, — с уникальной коллекцией изделий мастеров резьбы по кости.

— Надо понять, что Ломоносов родился не в какой-то глухой северной деревне, хотя люди и сидели с лучиной. Они книжки читали, у них тут были монастыри, шла торговля, которая десятилетиями развивалась еще до основания Архангельска. Миша Ломоносов родился в условиях, когда и культура, и ремесло развивались. Так что старт у Ломоносова был хороший, — рассказывает Николай Выморков.

В обновлённой экспозиции — много картографического материала, большую часть которого сотрудники музея разработали сами. Например, карта, рассказывающая откуда пошел русский север — как из Великого Новгорода по рекам и волоком люди продвигались на север, заселяя реки, как появились Холмогоры, которые развивались на перекрестке рек и торговых путей. Она, кстати, выстроена как минимум на пяти исторических источниках. Или карта научных открытий Ломоносова, которую в шутку здесь называют «картой маньяка», потому что она напоминает цепочку событий при расследовании преступлений, соединенную красной нитью. Некоторые туристы приезжают в музей в том числе, чтобы посмотреть именно на нее.

Знаменитая «карта маньяка» - карта научных открытий ЛомоносоваЗнаменитая «карта маньяка» - карта научных открытий Ломоносова

— Так мы хотели объяснить место Ломоносова в современной науке. Под портретом Ломоносова вертикально идут темы, которые он разрабатывал и открытия, которые он совершил. Горизонтально — шкала времени, в каждой линейке открытия или темы находятся ученые, которые разрабатывали эту тему либо до Ломоносова, либо после. Когда школьники спрашивают– какие открытия Ломоносова используются в современной науке, на этой карте можно это проследить, — рассказывает Николай Выморков.

Обновили специалисты музея и списки родственников и потомков Ломоносова, которые «застыли» еще в 80 годах 20 века. Причем, потомки теперь обрели не просто имена и даты, но и свои истории.

Макет усадьбы семьи Ломоносовых Макет усадьбы семьи Ломоносовых

— Сегодня и в Холмогорах, и в Архангельской области много потомков Ломоносова по крестьянской родне. Бывают, бабушка или дедушка приходят ко мне и просят выписать им справку, что они потомки Ломоносова для внуков. Понятно, что достоверность такой справки сомнительная, но мне не сложно, а для них — гордость, — рассказывает Николай Выморков.

Фига от Ломоносова и корпоративные валенки

Сегодня в музее много пустых полок. Николай Выморков признается, что это не от отсутствия экспонатов. Хотя, например, пласт истории Холмогор до прихода на эти земли новгородцев в музее полностью отсутствует. О пребывании на этой земле финно-угорских племен свидетельствует только случайно найденный в окрестностях музея наконечник стрелы. Официальных археологических раскопок на Курострове не было, а заполучить находки на интернет-аукционах музею не по карману.

— Наша задача — со временем все полочки заполнить, и мы знаем, чем их заполнять, но это все гигантская работа, которую должен кто-то делать, а у нас позиция научного сотрудника вакантна. Мы можем из фондов достать, допустим самовары и лапти, но, когда выстраивали экспозицию, мы хотели выстроить цельный образ, определенную драматургию рассказа. Например, интересно было бы сделать раздел по судостроению. Тем более, что в районе была основа первая коммерческая судоверфь купцов Бажениных и развивалось народное судостроение на Ровдиной горе, — говорит Николай Выморков.

Отсутствие научного сотрудника — не единственная проблема музей. Второй по популярности вопрос от туристов, после «А если ли предметы, которые точно относятся к Ломоносову», вполне банальный — «А где туалет?». Но он уже стал притчей во языцех — обычный деревенский домик на улице в мороз производит неизгладимое впечатление на столичных туристов. Но Николай признается — «нормальный» туалет в музее есть, вот только пользоваться им возможности нет — там отсутствует вентиляция, а зимой замерзает и водопровод, и сток.

— Это «системная проблема», заложенная при строительстве. Чтобы решить её сегодня, необходимо проводить работы с конструкцией здания, начиная с фундамента, а средств на это пока нет, тем более, что речь идет об участке, который является объектом наследия федерального значения. В данном случае нужен дорогостоящий проект, в том числе, со специальным разделом по археологии, — рассказывает Николай.

В этом году в музее решились на корпоративную одежду — валенки. Устранить проблему холодного пола без ремонта фундамента также пока не представляется возможным. Еще один нюанс, который «напрягает» неподготовленных туристов — отсутствие кафе. С этим неудобством, например, в этом году столкнулась съемочная группа продюсерского центра Федора Бондарчука, которая снимала на территории музей новый сериал «Из поморов мы» с Павлом Деревянко в главной роли.

— Сначала они пытались найти фудтрак в Архангельске, но местные предприниматели не были готовы ежедневно кормить порядка 70 человек на протяжении нескольких съемочных дней, поэтому фудтрак пригнали из Москвы. Я долго присматривался к тому, как работают ребята, пообщался с ними, идея для Холмогор хорошая, но при нашем туристическом потоке она экономически не выгодна, — рассказывает Николай Выморков.

Ежегодно музей Ломоносова в Холмогорском округе посещают порядка восьми тысяч туристов в год. Иногда их поток увеличивается. Например, когда в августе 2023 года на одном из федеральном каналов рассказали, как Михаил Ломоносов «шел в Москву из Мурманска», в музей экскурсии шли практически одна за другой.

Недавно в музее открылась новая выставка, на которой представлены книги Георгия Петровича Шторма — известного историка литературы и автора книги «Труды и дни Михаила Ломоносова», а также часть уникальных гравюр Владимира Андреевича Фаворского в подлиннике, которые были переданы в музей автором в 1962 году.

— Начиная от образа почти в стиле японской гравюры, где Ломоносов что-то читает «под сакурой», закачивая Ломоносовым, показывающим фигу в пустоту — этот диапазон, в который вмещается весь Ломоносов со всеми его великими открытиями и стремлениями к познанию мира, харизмой и легендарной биографией. Наверное, именно этого ощущения мы и добивались, обновляя экспозицию, — рассказывает Николай Выморков.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.