В Приморском округе пожарные отстояли посёлок и приют для животных
1/12
Общество
Мастер из Архангельска создал реплику старославянских идолов для музея

Мастер из Архангельска создал реплику старославянских идолов для музея

05.10.2023 11:00
В 2022 году частный музей Галины и Виктора Мерзлых украсили деревянные фигуры — реплика древнейших Пинежских идолов с территории села Сура, речки Уя. А совсем недавно коллекция пополнилась фигурами из сосны — это образ божества солнца и покровительницы очага.

Недавно мы рассказывали о работе в селе Карпогоры семейного краеведческо-этнографического музея. Его создатели, местные жители Галина и Виктор Мерзлые, отмечают, что музей раскрывает традиционную самобытную культуру пинежан. Его коллекция насчитывает более трех тысяч уникальных экспонатов, включая останки мамонта. Чуть позже пинежане создали Дом пинежской прялки, где собрано 150 различных прялок со всего района. Важно, что гости музея не только пополняют его коллекцию, но и помогают в его обустройстве.

Один из создателей музея Виктор Мерзлый решил, что гораздо интереснее наглядно изучать историю не только в период православия и советского времени, но и затрагивая самые истоки веры, веры древних людей в своих языческих богов до принятия христианства на Руси. Уникальные древнеславянские идолы-личины богов сохранились в Пинежском районе в районе Сурского куста, на реке Уя. Было принято решение постараться максимально правдоподобно отразить в фигурах принадлежность к древней культуре, сохранить простоту выполнения и первозданный внешний вид фигур.

Архангелогородец Сергей Якушин впервые приехал в музей Мерзлых в 2015 году. Уже более 11-ти лет северянин дружит с его создателями. Сейчас северянин работает в сфере полиграфии, рекламы и сувениров, поэтому с удовольствием помогал Виктору и Галине разрабатывать бренд семейного музея и работать над сувенирной продукцией.

— Так как я со студенчества интересовался историей, культурой, народными ремеслами, ну и дружили мы крепко, меня привезли в гости, в семейный музей, — рассказал Сергей. — За поездку я успел познакомиться с культурой современного и древнего Пинежья, побывал во многих местах района: в деревнях Курга и Шардонемь. Увидел доисторическую наскальную живопись, ну и, конечно же, потрясающей красоты места. Карпогоры с его деревянными конями, красными глиняными побережьями рек, деревеньки с «той самой» архитектурой. А люди! Какие на Пинежье люди!

Сергей рассказывает, что просто влюбился в этот район и стал приезжать на Пинежье с друзьями и знакомыми. Да не просто так, а с желанием помочь.

— Поездки стали доброй традицией, как и помощь семейному музею и Дому пинежской прялки. В 2022 году меня пригласили на важное дело — попробовать создать реплику древнейших Пинежских идолов с территории села Сура, речки — Уя. Материалом послужила лиственница, — рассказал Сергей. — Виктор Васильевич изначально оказал мне очень высокое доверие, так как ни резчиком, ни скульптором я никогда не являлся. Приехал на землю Пинежскую, пожил в избе русской, отведал яств традиционных северных — и сделал, как душа руку повела.

Пинежские идолы, созданные в 2022 году.Пинежские идолы, созданные в 2022 году.

Тогда было принято решение, что идолы должны пополнить уличную экспозицию музея.

В этом году Сергей также создал из сосны пару фигур. Это образ божества солнца — его мужское олицетворение и женщина — покровительница очага и плодородия.

Покровительница очага и образ божества солнца.Покровительница очага и образ божества солнца.

— Всё подчеркнули старинной каноничной резьбой, в рифму оформлению предметов быта древних пинежан, — рассказал архангелогородец. — На весну 2024 года запланировано продолжение работ по восстановлению образов старины, будем работать и дальше, пробовать новое, пополнять экспозицию и приобщаться к исконно русским ремеслам и впредь. Договорились не гнаться за копийностью с историей, а обновить, переосмыслить, вложить что-то новое, современное, в наше общее, традиционное. Все для того, чтобы радовать посетителей музея и получать удовольствие от встреч и совместной работы. 

Виктор Мерзлый уверен, что в экспозиции музея такие объекты играют огромную роль. 

— Мы привыкли считать, что с приходом православия на русскую землю церковь поторопилась избавиться от всех признаков язычества, старообрядчества и любой «иной» веры. Но это далеко не так, — отметил создатель музея. — На Пинежье, вплоть до послевоенных лет оставались представители старообрядства. Они, как и их древние предки, поклонялись языческим богам, но и не отвергали православие, тем самым формируя, можно сказать, уникальную синергию веры — совмещая постулаты старообрядчества и принимая каноничные положения православия, не идя вразрез с церковью, живя в мире, понимании и принятии всего существующего.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.