Для отдельных эпизодов съемочной группе потребовалось взаимодействие с Государственным областным архивом Архангельской области, где хранятся уникальные документы, рассказывающие о значимости вклада Михаила Ломоносова и его современников в освоении Арктики и Северного морского пути.
В помещениях Государственного областного архива 24 августа вновь происходила непривычная для учреждения активность — там проходили съёмки фильма «Главная дрога», рассказывающего об истории освоения Северного морского пути. Проводит съёмки кинокомпания «Снега» из Екатеринбурга. Локации съёмок у фильма самые разнообразные, часть из них проходит на родине Михаила Ломоносова в Холмогорах, часть на родине арктического исследователя Семёна Дежнева в деревне Сояла Пинежского района.
Один из эпизодов фильма повествует о теории нашего земляка Михайло Васильевича Ломоносова, о возможности преодоления Северного морского пути кратчайшим путём до Камчатки и даже Аляски, но с одной оговоркой — великий академик планировал преодолеть просторы Северного Ледовитого океана не уже привычным нам способом, а в обход архипелага Шпицберген и Гренландии.
В целом Ломоносов всё же был прав, он осознавал важность освоения новых морских путей для России, знал, какую великую пользу принесёт открытие нового маршрута до Камчатки и Аляски, богатых золотом, серебром и пушниной — жизненно важными для торговли ресурсами.
Долгие годы льды Северного ледовитого океана считались непроходимыми для судов. Единственными маршрутами, доступными для торговли и доставки грузов в момент жизни учёного, был путь в обход Европы, Африки и Азии, либо по суше, на лошадях и пешком, через бескрайнюю Сибирь. Увидеть реализацию проекта экспедиции, опровергнувшей теорию академика, но увековечившей его имя в истории Северного морского пути, Ломоносову было не суждено — он умер в 1765 году.
«Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерной пользой чрез изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку»
— так считал Михаил Ломоносов, однако, в период его жизни судостроение ещё не достигло того совершенства, как к началу ХХ века. Спустя всего полтора столетия после смерти великого учёного ледоколы «Вайгач», «Таймыр», «Александр Сибиряков» смогли взломать непреступный ранее морской путь и открыли новые, великие страницы отечественного кораблестроения и освоения Арктики. Но это было гораздо позднее.
Первой же попыткой пройти по заветной морской «дороге» стали экспедиции адмирала Василия Чичагова, жившего в екатерининскую эпоху и капитана Петра Креницына. Попытки Чичагова и Креницина пройти маршрутом, построенным великим академиком тогда провалились, в том числе из-за слабой подготовки, неподходящих для великой цели судов и суровых ледовых и метеорологических условий. На дворе тогда правил бал Малый Ледниковый период, когда в зимний период замерзали моря у берегов Франции и Италии, а в 1621–1669 годах замёрзал даже турецкий Босфор.
Именно рукопись о походе адмирала Чичагова стала важным доказательством безальтернативности классического Северного морского пути и ошибки в теории Михайло Ломоносова о Северном морском пути в обход Шпицбергена и Гренландии. Ради этой рукописи часть съёмочного процесса перенеслась в главный архив Архангельской области, а именно в хранилище на седьмом этаже.
В полутёмных лабиринтах из стеллажей, набитых доверху коробками с ценными документами, книгами и рукописями, съёмочная группа записывала часть своей документальной картины о жизни и исследованиях Ломоносова. Помогал группе кандидат исторических наук, заместитель директора Государственного архива Архангельской области Василий Трофименко. Историк вслух зачитывал отдельные отрывки из рукописного перевода книги «Путешествие адмирала Чичагова в Ледовитое море 1765–1766 годов», написанной не самым разборчивым почерком, уже изрядно выгоревшими от времени чернилами. Василий Георгиевич любезно объяснил всю значимость данной рукописи и её место в будущей кинокартине.
— Даная рукопись — это перевод книги Герхарда Фридриха Миллера, известного официального российского историографа. Миллер являлся одним из основных оппонентов Ломоносова в дебатах о теориях норманизма и антинорманизма. Конкретно эта рукопись касается экспедиции Чичагова, спланированной Михаилом Ломоносовым, но состоявшейся уже после смерти академика, он не смог принять в ней участия. Данная книга доказывает безальтернативность Северного морского пути для сообщения между различными частями Российской империи. Рукопись символизирует то, как Ломоносов и адмирал Чичагов представляли себе возможность преодоления Севморпути, думая, что теоретически в том районе есть проход, свободный ото льда, ведущий на Дальний Восток и в Америку. Насколько мы теперь знаем, пройти Северным морским путём вдоль берегов России суда смогли только в ХХ веке, да и то были первые суда ледокольного класса. Экспедиция же Чичагова стала свидетельством первых попыток нашего государства связать воедино Северные окраины империи, соединить прямым маршрутом Архангельск и Камчатку и сделать серьёзную заявку на покорение Североамериканского континента, а именно — Аляски. Основной момент, который всё же предвидел Ломоносов — это закрепление за Россией территории Аляски, — рассказал Василий Трофименко.
По словам Василия Трофименко, идею о возможности преодоления Северного морского пути Ломоносову подсказали земляки — поморы, которые знали, что до определённого пункта, а именно до Мангазеи и полуострова Таймыр, подобный маршрут вполне преодолим даже на традиционных поморских кочах.
— Михаил Васильевич как провидец, он предсказал, что мы достигнем побережий Северной Америки и пойдём далее в Тихий океан. Он действительно, как мы сейчас с вами видим, был прав — Россия смогла это сделать, только для этого понадобились несколько иные климатические и технологические условия, — заключил Василий Трофименко.
Рукопись о путешествии «Путешествие адмирала Чичагова в Ледовитое море 1765–1766 годов» обнародовали и ввели в научный оборот общественный деятель Владимир Станулевич совместно с профессором Сергеем Шаляпиным. Владимир Станулевич выступил на съёмках фильма историческим консультантом группы.
— Фильм «Главная дорога» будет об истории освоения Северного морского пути. Съемки будут проходить не только в Архангельской области, но и в Мурманске. Рукопись, о которой мы сегодня снимали материал, это доказательство безальтернативности Северного морского пути. Ломоносов пытался найти альтернативу Пути через Восток, он предлагал найти маршрут через Северный полюс, так как считал, что вокруг него нет льдов. Лёд, по мнению Ломоносова, был нанесён в Северный Ледовитый океан северными реками. В качестве доказательства Михаил Васильевич приводил рассказы холмогорских и других поморских мореходов, о том, что лёд по пути к Северному полюсу становится реже. Экспедиция Чичагова и Креницына двигались друг другу навстречу из Архангельска и с Камчатки. Хотя они обе закончились не совсем удачно, экспедиции капитана Креницына удалось частично выполнить свою задачу и впервые картографировать острова возле побережья Аляски. С этого момента началась колонизация Америки силами Российского государства: с Арктического проекта Ломоносова. Это трагический и героический эпизод в истории освоения Северного морского пути — две трети отряда Креницына погибло во время зимовки у берегов Аляски. К сожалению, сегодня мало кто знает о подвиге экспедиции Креницына, хотя именно его картографическими наработками в России пользовались позже при последующей колонизации Русской Америки, — рассказал Владимир Станулевич.
Съёмки фильма — долгий процесс, в настоящий момент неизвестно, когда именно документальная картина «Главная дорога» увидит свет. Однако факт остаётся фактом — она будет рассказывать о действительно выдающихся, но малоизвестных страницах отечественной истории.
Напомним, что недавно в Архангельской области прошли съёмки документальных фильмов «Феномен поморской песни» и «Письма из провинции», а документальный фильм «Скит» о единственном женском ските в Архангельской области отметили на международном фестивале «Свет миру» в Ярославской области.