15 августа прошёл сбор труппы Архангельского театра драмы после летних каникул. По традиции режиссёр театра Андрей Тимошенко поделился с коллегами творческими задумками и планами на предстоящий театральный сезон. Впереди театр ожидает большая гастрольная деятельность, премьеры новых спектаклей, а также авторские экскурсии по закулисью театра и мастер-классы с актерами.
Однако, основные службы учреждения начали свою работу раньше, в связи с наладкой нового светового оборудования и внеплановым показом премьеры прошлого 90-го театрального сезона — «Столетвмакондо», которую сыграли 13 августа в среднем формате специально для театральных критиков национальной премии «Золотая маска».
14 августа в Абрамовском зале Архангельского театра драмы состоялось обсуждение спектакля «Столетвмакондо». Спектакль о судьбе поселения Макондо, по мотивам произведения Габриэля Маркеса «Сто лет одиночества», рассказывает о взлёте и падении династии Буэндиа. За одно столетие вымышленное Макондо выросло из крохотного поселения в процветающий городок, после чего было смыто до основания за грехи своих жителей дождём, который длился четыре года, одиннадцать месяцев и два дня.
Роман «Сто лет одиночества» переведен на сегодняшний день более чем на 35 языков мира, был впервые опубликован в 1967 году, с тех пор было продано более 30 миллионов экземпляров книги. В ближайшее время по произведению выйдет одноименный сериал.
Критики «Золотой маски» Дмитрий Родионов, Екатерина Морозова и Нияз Игламов высказали своё экспертное мнение о нашумевшей постановке режиссера театра драмы Андрея Тимошенко.
— Это спектакль, о котором хочется разговаривать, хочется его обсуждать, анализировать. Он невольно делает тебя соучастником действия. Это очень важная характеристика, когда ты втягиваешься в его пространство, в его сюжет. Тема романа Маркеса сложна, она философская, многоуровневая и найти адекватные театральные формы для этого произведения очень непросто и даже трудно из-за его жанра — магического реализма. Что же это такое — магический реализм? Мы это пытаемся понимать как соединение некоторой фантазии, мечты с реальностью. В спектакле можно увидеть тему вселенского одиночества и любви жителей селения, от невозможности получить эту любовь селение в итоге и погибает. В контексте этих глобальных тем, найти пространство театральное, в котором этот мир бы ожил и стал убедительной реальностью, крайне сложно. Спектакль с пространственной задачей справился, благодаря смелым, даже авангардным решениям, в том числе, посредством размещения зрителя в центре действия, — рассказал театральный критик, главный редактор журнала «Сцена», Дмитрий Родионов.
Темы вселенского одиночества и любви в спектакле разворачиваются буквально вокруг зрителей, которых режиссер Андрей Тимошенко разместил на вращающихся, на 360 градусов стульях в центре помоста-сцены. Подобное решение впечатлило критиков, но и одновременно вызвало некоторое недоумение, — давая зрителям мнимую свободу при просмотре постановки, режиссёр, в отдельных эпизодах, вынуждает зрителя смотреть в одно конкретное место, следить за конкретным актером, причем, переключение между персонажами происходит в хаотичном броуновском порядке.
Тем не менее, критики подчеркнули, что пространство остаётся живым на протяжении всей постановки, все эпизоды в спектакле, по словам специалистов, являются объемными и даже выходящими за рамки того узкого помоста, на котором происходит действие.
— Мы видели этот спектакль на видео, уже тогда меня в этой постановке заманило пространство. Мне было очень интересно увидеть этот спектакль глазами зрителя, который погружен внутрь этой истории, — поделилась Екатерина Морозова, — Большое спасибо театру, что подарил такую возможность. У меня спектакль вызвал ассоциации с японским театром кабуки, который также построен на переходах и подмостках, — рассказала критик, театровед Екатерина Морозова.
Екатерину Морозову приятно удивило распределение невербального, подсознательного и даже чувственного материала в постановке. Она также похвалила режиссера за необычное размещение зрителя, за данную возможность быть свободным при просмотре спектакля, ведь каждый зритель благодаря подобному ходу увидит спектакль по-своему, как в плане понимания, так и в плане визуализации отдельных сцен.
— Обратите внимание — мир спектакля начинает разрушаться от соприкосновения с миром внешним. Не надо выходить из Макондо! Этот выдуманный город настолько популярен в наши дни, что даже мэр колумбийской Аракатаки, города, где жил Маркес, хотел переименовать его в Макондо, но его вовремя отговорили. Есть вещи, которые от соприкосновения с живой реальностью, умирают. Есть вещи, которые должны существовать только в воображении. Некоторые мечты не должны быть реализованы, их функция заканчивается на уровне мечты. Хочется подчеркнуть аутентичность созданного места, аутентичность костюмов которые носят персонажи. В Колумбии, если приглядеться, можно увидеть заплатки, двойные швы, в одежде там сохраняется сознательная эклектика и даже элемент кича, но люди там так, в основном и одеваются, — поделился своими соображениями театральный критик из Казани Нияз Игламов.
Критики подчеркнули игру и сплоченность актёрского состава, особенно выделив исполнителей главных ролей Дмитрия Белякова, Марию Беднарчик, Ивана Братушева, Александра Зимина. Подробный разбор актерской работы коснулся абсолютно каждого участника спектакля, но особенно критики выделили актёрскую работу исполнительниц женских ролей, в частности Марии Новиковой.
— Актёры пластичные, чувствуют ритм, чувствуют друг друга. Кто-то работает точнее, кто-то менее точно, но это не разрушает эмоциональное и смысловое понимание постановки. Я бы хотела выделить Марию Новикову. Когда она вышла, я сразу узнала её – видела её во время фестиваля «Ломоносов Фест» в спектакле «Загадочное ночное убийство собаки». Ещё тогда меня поразила её роль матери, которая чётко выстроена, и при этом, эмоционально наполнена. Когда Мария вышла на сцену в спектакле «Столетвмакондо», было очень интересно наблюдать её в другой истории, в роли Ребекки. Это актриса, которая обладает самостоятельным мышлением, при этом чётко существует в том рисунке, который придумал режиссёр, рисунке спектакля. Притом, что у неё совсем нет текста, только невразумительное мычание! Это большая удача, я рада, что увидела Марию и в мае, и вчера, спасибо большое за такую встречу, — заключила критик, театровед Екатерина Морозова.
Главным итогом встречи стало то, что спектакль «Столетвмакондо» продолжает жить и развиваться. Критики дали постановке хорошую оценку и пожелали коллективу театра продолжать реализовывать свои замыслы и задумки.
Новый 91-й сезон Архангельский театр драмы откроет премьерой спектакля по произведению Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».