Пожарные отстояли жилой дом в Архангельске
Общество
В Архангельске обсудили возрождение поморского тюленьего промысла в Белом море

В Архангельске обсудили возрождение поморского тюленьего промысла в Белом море

13.05.2023 13:45
В марте–апреле 2023 года в Белом море провели авиаучет популяции гренландского тюленя. Глобальная цель исследования — принятие решения о целесообразности возобновления добычи морских млекопитающих, которое в России фактически было прекращено в 2009 году.

Обсуждение вопроса возрождения тюленьего промысла в Белом и Баренцевом морях для регулирования численности млекопитающих, прошло 12 мая 2023 года на площадке круглого стола конференции по биоресурсам и рыболовству в Арктике, которая проходит в Архангельске.

По словам Льва Сидорова, начальника отдела морских млекопитающих Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии («ВНИРО»), гренландский тюлень — самый многочисленный представитель семейства тюленей в северном полушарии. Он обитает от берегов Канады до островов Северной земли, а его общая численность оценивается от 9 до 11 миллионов штук особей.

— Гренландский тюлень образует три популяции: ньюфаундленскую — самую большую, ян-маенскую и беломорскую. Для Белого и Баренцева моря — это самый многочисленный вид. Так, если численность обитающих здесь нерпы и морского зайца оценивается в десятки тысяч голов, то размер беломорского стада гренландского тюленя составляет порядка полутора миллионов голов. Численность тюленя регулируется совместно Россией и Норвегией. Так, в 2023 году в Белом и Баренцевом море разрешили выловить не больше 21,1 тысячи тюленей. Из них Норвегия может добыть 7 тысяч штук тюлений, остальное — Россия. Но промысел в нашей стране фактически не ведется. Это связано с тем, что в 2009 году был введен запрет на добычу тюленей в России. При снятии частичного запрета в 2014 году, добыча отечественными компаниями в полной мере не возобновилась. Хотя, например, в Канаде для коренных народов этот промысел сохранен, — сказал Лев Сидоров.

Лев СидоровЛев Сидоров

Когда стало понятно, что нерегулируемая численность тюленей может привести к нарушению баланса в экосистеме, было принято решение рассмотреть вопрос о возобновлении промысла. В 2020 году правительством Архангельской области была утверждена программа развития арктического рыбопромышленного комплекса, которая предусматривает увеличение промысла водных биологических биоресурсов Белого моря, мало используемых в настоящее время. Одним из приоритетных направлений этой программы является возрождение поморского тюленьего промысла в Белом море.

— Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии поддерживает предложение правительства Архангельской области в части целесообразности возобновления добычи морских млекопитающих. Чтобы получить актуальную информацию о современной численности беломорской популяции гренландского тюленя, весной 2023 года мы проводили авиаучет тюленя на льдах Белого моря. Последний раз подобные исследования проводились в 2013 году, — отметил Лев Сидоров.

По словам ученого, если раньше подобные работы проводились на пилотируемых самолетах-лабораториях над ледовыми лежбищами тюленей в зимний период, то сегодня активно используют беспилотники. Они и были применены учеными в этот раз. В частности, использовали беспилотники российского производства «ДИАМ-20», на которых было установлено две фотокамеры. Одна из них работала в ИК-диапазоне, вторая — в видимом диапазоне, и они были совмещены по площади съемки.

Авиаучет тюленей вели с помощью российских беспилотниковАвиаучет тюленей вели с помощью российских беспилотников

— Были направлены две группы пилотов. Одна — в Умбу для полетов над бассейном Белого моря, другая — в Мезень для работы в горле и воронке Белого моря. В общей сложности с 17 марта по 10 апреля 2023 года пролетели более 8 тысяч километров, и сделали более 94 тысяч фотоснимков, — рассказал Лев Сидоров.

Сейчас идет приемка исходных материалов у исполнителя, а потом фотографии поступят в обработку. Будут посчитаны животные, как взрослые, так и бельки. В итоге по этим результатам будет дана оценка численности гренландского тюленя в Белом море, что станет основанием для принятия решения о перспективности и целесообразности его хозяйственного использования.

— Рациональное использования водных биологических ресурсов, возрождение традиционной добычи морских млекопитающих на европейском севере РФ представляется серьезным фактором поддержания занятости и благосостояния местного населения, снижения социальной напряженности и сохранения устойчивого баланса морских экосистем, — считает Лев Сидоров.

Как отметил депутат Госдумы РФ от Архангельской области Михаил Кисляков, до 2009 года промышленным промыслом млекопитающих на территории Архангельской области занималось два рыбопромышленных колхоза — «Койда» и «Долгощелье».

Михаил КисляковМихаил Кисляков

— Один занимался промыслом на льду — добывал белька, второй занимался доращиванием белька до серки прямо на берегу — вывозили сетками вертолетами. Безусловно, в настоящее время этот вид промысла утерян, и я считаю, что он фактически невозможен, потому что авиация стоит безумных денег. Например, час вертолета Ми-8 стоит порядка 140 тысяч рублей. Один рейс будет стоит под 500 тысяч рублей. Лично я вижу возрождение морского промысла тюленей в промышленных масштабах только путем создания зверобойных судов, которые бы добывали морзверя на льду. Другого способа, как это было раньше, вертолетами, нет. Никакая экономика тут не бьется и никакими дотациями из государства мы не перекроем. В свое время шкура, мясо и жир тюленя пользовалось огромной популярностью. Мясо на колбасу закупал Саратов, шкуры перерабатывались в Перми, жир использовался в косметической промышленности, — сказал Михаил Кисляков.

С депутатом согласился и Александр Болтнев, представитель центрального аппарата «ВНИРО».

— Сейчас, если говорить о возрождении промысла тюленя, то надо говорить о подготовке целевой программы Росрыболовства по возрождению инфраструктуры промысла, включая зверобойные суда и береговые обрабатывающие предприятия. Это все невозможно без централизации и без каких-то государственных льгот. В 2006–2007 году была дикая компания «зеленых», которая привела к тому, что зверобойной науке не удалось отстоять свои позиции. Академическая наука нас не поддержала тогда. Но в Баренцевом и Белом море два основных хищника, которые воздействуют на всю кормовую базу и экосистему, — это треска и гренландский тюлень. Поэтому сегодня важно сформировать научное обоснование промысла тюленя, определить его роль в регулировании экосистемы и того равновесия, которое позволяет получать наибольшую продукцию рыболовства в целом, — сказал он.

Представители рыбацкого сообщества ученых поддержали, потому как рост численности популяции гренландского тюленя напрямую влияет на запасы основных видов добываемого рыбаками биоресурса — трески, палтуса, пикши и т. д. Так, по скромным подсчетам, один тюлень в год съедает до 6 тысяч тонн рыбы. 

— Восстановить промысел, существовавший в советское время, сегодня невозможно. Нужно разрабатывать новую бизнес-схему, которую интуитивно, на ощупь на Сахалине и Магадане уже разрабатывают. Необходима государственная программа, которую следует подготовить рыбохозяйственной науке. Ситуация в стране изменилась, поэтому я рассчитываю, что нам в этой работе помогут и академические ученые. Вместе будем продвигаться на пути рационального использования водных биоресурсов и арктических экосистем, — подвел итоги круглого стола Вячеслав Бизиков, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «ВНИРО».

Отметим, что летописная история промысла тюленя в Белом море, насчитывает порядка 800 лет. В годы Великой Отечественной войной в Архангельске для улучшения продовольственного снабжения были организованы промысловые экспедиции для охоты на тюленей. Добытые шкуры, мясо и жир спасали от голодной смерти и холода не только жителей Архангельска, но и блокадного Ленинграда. Так, для ликвидации последствий блокады было отправлено более тысячи тонн пищевого и медицинского тюленьего жира. Кроме того, тюлений жир использовали для смазки орудий и механизмов на кораблях Северного флота. В память об этих события на набережной Северной Двины в Архангельске установлен памятник тюленю.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.