По словам Дмитрия Ошукова, временно исполняющего обязанности заместителя начальника УФСИН России по Архангельской области, к подобным видам работ будут привлекаться только осужденные по преступлениям небольшой и средней тяжести. Более того, спектр деятельности, где можно сегодня использовать труд осужденных к принудительным работам, довольно широк, а количество подобных участков в регионе постепенно растет.
С 1 января 2017 года в России начали применять новый вид уголовного наказания — принудительные работы. Для отбывания наказания осужденных направляют в исправительные центры. Суть этих центров в том, что осужденные по преступлениям небольшой и средней тяжести проживают и трудятся там на особых условиях. Например, им разрешается пользоваться телефоном, выходить в интернет, они самостоятельно оплачивают коммунальные счета за проживание в специальных общежитиях, а при хорошем поведении даже могут жить дома вместе со своими семьями, посещать мероприятия в городе и магазины. Главное условие при отбывании подобного вида наказания — следовать чёткому распорядку учреждения, не нарушать его правил, вовремя отмечаться у сотрудников УФСИН и выполнять свои трудовые обязанности. В случае нарушения правил осужденного могут мгновенно отправить отбывать наказание на менее приятных условиях. Подробно о необычном виде наказания ИА «Регион 29» рассказал Дмитрий Ошуков временно исполняющий обязанности заместителя начальника УФСИН.
— Дмитрий Иванович, что такое исправительные центры, как давно они появились и где находятся?
— Принудительные работы — это новый вид наказания, при котором осуждённые проживают в исправительных центрах, а часть их заработной платы, определяемая решением суда, направляется в пользу государства. Первые такие учреждения у нас в регионе появились в 2017 году в Плесецком районе. В настоящее время на территории Архангельской области действует шесть изолированных участков, функционирующих как исправительные центры (УФИЦ) на 412 мест. Два из них находятся в Плесецком районе: в посёлке Североонежск и в посёлке Икса. Там могут трудиться 135 человек. В городе Котласе есть УФИЦ на 45 мест, в посёлке Коноша — на 50 мест, а в городе Архангельске есть два участка: один действующий на территории бывшего второго лесозавода — на 90 мест, второй участок готовится к введению в эксплуатацию в мае, он расположится в центре города и также будет на 90 мест. В этих учреждениях отбывают наказание граждане, совершившие преступления небольшой и средней тяжести. Разумеется, туда не отправляют насильников, убийц или людей, свершивших преступления против половой неприкосновенности. Как правило, там проходят перевоспитание алиментщики, люди виновные в ДТП или пойманные на кражах. За любое серьёзное нарушение человек может сразу отправиться в места лишения свободы.
— К каким работам могут привлечь осужденных?
— Спектр деятельности, где можно использовать труд осужденных, довольно широк — это и сельское хозяйство, и строительные работы, жилищно-коммунальное хозяйство, уборка улиц, производство мясной продукции, деревообрабатывающее производство, изготовление бытовой техники.
В
нашей области осужденные задействованы
на деревообработках, трудятся
в управляющих компаниях по благоустройству
территорий. На участке при колонии-поселении № 3 в городе Архангельске, осужденные занимаются изготовлением
мебели, а в учреждении в центре Архангельска осужденные будут убирать парки, места общего пользования, городскую набережную. Смысл такого вида наказания
заключается в привлечении к труду.
— Могут ли осужденные, имеющие специализированное образование, привлекаться к работам в сферах военно-промышленного комплекса или смежных с ним, там, где имеется дефицит рабочих рук?
— Осуждённые привлекаются к работе на предприятиях любых организационно-правовых форм. Например, в городе Котлас есть предприятие, которое занимается ремонтом и строительством судов. Там работают осужденные только с имеющейся специальностью: газорезчики, сварщики. Что касается военно-промышленного комплекса, здесь нужно смотреть на те специальности, дефицит которых имеется. Использование труда осужденных на таких работах возможно, разумеется, с учётом режимных требований самого предприятия. В учреждениях, где осужденные отбывают наказание, есть возможность получить профессиональное образование по 55 профессиям, в том числе осужденные могут обучиться на каменщика, стропальщика, автослесаря. И при замене лишения свободы на принудительные работы, имеющаяся профессия, конечно, будет учитываться при трудоустройстве. Сейчас мы активно взаимодействуем с работодателями региона, где нужны рабочие руки.
— Какие у осужденных есть привилегии, что им разрешается?
— У осужденных есть отпуск на 18 календарных дней. В случае отбытия трети срока и при положительном поведении, они могут проживать со своими семьями. Осужденным предоставляется право проведения выходных и праздничных дней за территорией участка, также они могут проводить личное время, с разрешения начальника, за его пределами. Они могут приобретать продукты питания, носить любую одежду, посещать больницы, могут пользоваться средствами мобильной связи и интернетом. Современное законодательство направлено на гуманизацию, в случае принудительных работ у осужденных получается много положительных моментов, и конечно, человеку терять их не хочется. Это, к слову, об отношении населения к данной исправительной мере — осужденные находятся под надзором постоянно, и имеют мотивацию вести себя корректно, чтобы не потерять эти блага.
— Если осужденный заблудился по пути, через какое время он будет объявлен в розыск?
— Осужденные следуют к месту работ самостоятельно. Каждому из них вручается предписание, и разъясняется порядок следования. Им даётся определённое время, до которого осужденный должен прибыть в места исполнения наказания. В случае, если в установленное время осужденный не прибывает место отбывания наказания, он объявляется в розыск.
— Сколько людей уже отбывают подобный вид наказания и могут ли они быть направлены в центры ближе к дому?
— В настоящий момент на участках отбывает наказание 270 осужденных. В УФИЦ Поморья отбывают наказание жители самых разных районов, например, архангелогородцы могут отбывать наказание в Котласе или наоборот. В зависимости от наполняемости центров, осужденный может быть направлен за пределы Архангельской области, по согласованию с принимающей территорией. У осужденных есть право обратиться с письменным заявлением, чтобы его перевели отбывать наказание ближе к дому, в том случае, если там будут свободные места, его заявление могут удовлетворить. Это касается и жителей из других областей.
— А сколько в среднем зарабатывают осужденные?
— Осужденные получают зарплату не ниже минимальной оплаты труда, которая в настоящее время составляет 16242 рубля. Из этой суммы вычитается ряд средств в федеральный бюджет, есть вычеты по исполнительным документам. Осужденные в обязательном порядке оплачивают коммунальные услуги. Общие вычеты составляют порядка 4-5 тысяч рублей, то есть на руки осужденные могут получать от 12 тысяч рублей, но может быть и больше, всё зависит от того, где они трудоустроены, какой у них вид трудовых взаимоотношений. Есть у нас осужденные, которые зарабатывают и 60 тысяч, 50 и 40. Есть и примеры, когда человек отбыв наказание, зарекомендовал себя хорошим работником, работодатель принимает его на постоянной основе. Это тот самый элемент социализации, потому что у осужденных, вышедших из мест лишения свободы, часто бывают серьёзные проблемы с последующим трудоустройством, а здесь человек может спокойно продолжить работать дальше.
— По сути, в исправительный процесс вовлекается бизнес. Не перекладывает ли государство часть ответственности на общество?
— Это надо рассматривать скорее как взаимовыгодное сотрудничество. Мы восполняем тот пробел по рабочим кадрам, который есть у предприятия, а на базе имущества предприятия государство даёт возможность создать дополнительные места для отбывания данного вида наказания. То есть исправительный процесс на бизнес никто не перекладывает — это взаимовыгодное сотрудничество. Главная задача ФСИН — исполнение наказания, поэтому сотрудники выходят с инициативой к предпринимателям, где можно было бы создать подобные центры. Переговоры ведутся только с теми компаниями, у которых, действительно, есть недостаток кадров, и только с представителями среднего и крупного бизнеса, так как существует ряд серьёзных требований к помещениям. Переговоры с предпринимателями всегда достаточно серьёзные, бизнесу сперва необходимо взвешенно оценить свои силы и возможности, так как этот проект достаточно финансово затратный. В среднем стоимость проекта от 5 до 10 миллионов рублей, с учётом здания, оплаты труда, с учётом окупаемости и перспектив данного предприятия, стоимость может достигать десятки миллионов. Динамика такая, что порядка тысячи человек ежегодно будут проходить по учетам исправительных центров в Архангельской области, и мы открыты для диалогов.