В Архангельской области разработают специальный онлайн-сервис для семей военнослужащих
1/3
Общество
Художник Павел Пако из Архангельска создаёт комиксы для всего мира

Художник Павел Пако из Архангельска создаёт комиксы для всего мира

Роман ФИЛКОВСКИЙ
Комиксист Павел Пако рассказал, как начинал свой путь в мире забавных картинок, как оттачивал навыки рисования и формировал свой фирменный стиль юмора, понятный даже зарубежным читателям.

Павел Пако больше шести лет рисует небольшие юмористические комиксы в своей группе «Мозги трески». Он начинал с простых юмористических зарисовок, мечтал писать книги и заниматься творчеством без границ, а в прошлом году Павел выпустил интерактивную детскую книгу-игру «Домашние монстры». Комиксист рассказал «Региону 29» о своём пути во фриланс, о сложностях публикации и опыте работы с нейросетями.  

— Как начинался ваш путь создателя комиксов? Вы специально для этого учились?

— В конце 2016 года я запустил проект «Мозги трески». Изначально я не получал какого-то художественного образования. В определенный момент после университета я работал в офисе. Когда понял, что мне это не особо нравится — уволился. Изначально я планировал писать рассказы или книги. Когда я всё же написал первую книгу и отправил её в издательства, мне долго никто не отвечал. Пробовал писать стихи, выступал с ними, писал на заказ, но это тоже не пользовалось большим спросом. Когда прошло слишком много времени с момента моего увольнения, нужно было что-то решать. В какой-то момент я снова вспомнил про комиксы. Их я читал ещё в детстве, про супергероев, про Черепашек-ниндзя, всё, что можно было на тот момент купить. Тогда это было просто увлечение. Что-то рисовали в детстве с друзьями как, наверное, и все. Я начал придумать свои сюжеты, рисовать. Начиналось всё с маленьких работ, всего на четыре кадра, чтобы набить руку, научиться рисовать. Это был путь проб и ошибок. Я много рисовал, набивал руку и в какой-то момент у меня начало получаться.

— То есть сейчас вы этим зарабатываете на жизнь? В чём успех вашей работы?

— Ну по сути, да, зарабатываю. Я работаю из дома на фрилансе, в основном комиксами и зарабатываю. Сложно сказать, в чем конкретно секрет успеха. Возможно это и удача, удачные темы. Моему паблику уже шесть с лишним лет, аудитория набиралась долго. Я думаю, что секрет в том, что я стараюсь регулярно что-то выкладывать. При таком подходе можно быстрее собрать аудиторию. Раньше мне помогало участвовать во всяких конкурсах, отправлять в сборники свои комиксы — это полезно для начинающих художников и помогает им публиковать свои работы. Также у меня есть блог на Яндекс Дзене, там я пишу про современные комиксы и их авторов. Авторов с каждым годом становится всё больше, так как в этой сфере появились деньги, такого раньше не было. Это значит, что сейчас можно хорошо зарабатывать, работая на данном направлении. Формат хорошо работает и многие агентства этим пользуются, приходят новые бренды. Собственно, у меня есть заказы от брендов, есть группа ВКонтакте, которая приносит деньги, есть блог, который также приносит доход. Блогерство, заказы, реклама — в сумме можно жить нормально. Ну и издание комиксов. Конечно, можно зарабатывать больше, издавая комиксы самому, но для этого нужно дополнительно вкладываться, чтобы напечатать, плюс логистикой заниматься, распространением, а это труд большой. Иногда проще получить меньше, и отдать работу издательствам, чтобы этим занимался кто-то другой.

— С какими площадками вы работаете? Как удалось впервые попасть в печать?

— Чтобы набрать как можно больше аудитории, надо стараться захватить как можно больше площадок. Понятно, что сил и времени не всегда хватает на всё, но поначалу лучше стараться охватить как можно больше. ВК, Пикабу, Яндекс Дзен и другие соцсети — мои основные площадки, но есть и другие. Я начинал печататься с тематических сборников. Бывают разные тематические конкурсы от издательств. Это обычно не за деньги, а просто за печать, за авторский экземпляр. Разные издательства выкладывают посты, привлекают начинающих творцов, можно попробовать нарисовать, прислать. С самого начала мне хотелось нарисовать какую-то большую работу, напечатать её, но долгое время это откладывалось. Стрипы — небольшие комиксы на четыре кадра, которые сейчас пользуются большим спросом, я начал рисовать просто потому, что хотел потренироваться. В итоге, они у меня стали даже более популярны, чем большие работы, и я до сих пор их рисую. Первая книга, которую я выпустил в печать — «Домашние монстры».

– Когда ждать новых крупных проектов в духе «Домашних монстров»? О чём эта книга? Как она создавалась?

— Идеи появляются, но чего-то конкретного сказать пока не могу. На книгу «Домашние монстры» я потратил много времени. Печатать книги не самому, а через издательство — не очень прибыльное дело. В ближайшем времени, скорее всего, будут издаваться сборники стрипов. Всё это требует много свободного времени, потому что над юмористическим зарисовками, группами, блогами тоже необходимо много работать. Касательно «Домашних монстров» — мне давно хотелось написать какую-то большую книжку, в определенный момент я решил, что хватит это откладывать и начал думать, о чем я мог бы нарисовать. Давным-давно у меня была идея написать про ребенка и подкроватного монстра. Когда я писал рассказы, у меня была история на эту тему, мне захотелось реализовать эту историю. Она вытекает из детских страхов и ужастиков, которые смотрел в детстве, плюс в определенный момент я подумал, что было бы здорово сделать эту книгу в формате игры. Я сам в детстве читал такие книжки-игры, где можно выбирать. Хотелось создать интерактивную, необычную историю. На тот момент я работал в рекламном агентстве, плюс у себя в группе и приходилось в книжку рисовать в свободное время по выходным, поэтому процесс затянулся, года на полтора, а может и два. В конечном итоге все-таки получилось её дорисовать. С изданием особых проблем не возникло, я написал в питерское издательство «КомФедерация», они с радостью приняли книгу в печать. С момента, как я написал до издания книги прошло всего месяца три. Я делал презентацию книги «Домашние монстры» в Добролюбовской библиотеке, также я сидел с ней на ярмарке «Белый июнь», провёл там лекцию. Ну конечно, хотелось бы написать ещё крупную работу, но посмотрим.

Книга «Домашние монстры»Книга «Домашние монстры»

— В ваших работах присутствует фирменный стиль в юморе — чем вы вдохновляетесь при создании своих стрипов?

— Подобное формируется из личного опыта, из фильмов, из книг, который читал, из семьи и окружения. Ты всё это вбираешь в себя, на выходе получается юмор. Чаще всего я просто выбираю какую-то тему или ситуацию и придумываю, как еёе можно смешно переиграть. Обычно это просто ассоциативный ряд, то есть у тебя есть начальная точка и ты фантазируешь, к чему это может привести, став шуткой. Все шутки примерно по одному принципу строятся — это завязка и неожиданная концовка.

— Что помогало вам формировать свой стиль рисовки? Может чем-то вдохновлялись?

— С самого начала я как-то об этом не задумался. Когда делаешь интернет-контент, хочется набрать аудиторию, приходится стараться делать это в больших объёмах, изначально я просто рисовал так, как получается, особо об этом не задумывался. Потом, когда начинаешь в тему углубляться, обращаешь внимание на зарубежных авторов в таком же жанре, на отечественных художников. Не скажу, что я визуально пытался скопировать чей-то стиль, скорее это был эксперимент. Я просто пытаюсь понять, какой стиль мне комфортнее, какой стиль будет мне нравится самому. Сейчас пытаюсь пробовать рисовать в разной стилистике, у меня есть несколько серий с разным оформлением.

— Для кого вы создаёте свои комиксы? Что они несут людям?

— Так как я обычно рисую юмористические работы, то в первую очередь стремлюсь рассмешить, развеселить, поднять настроение. Начинал я заниматься этим не для какой-то конкретной цели, просто я хотел заниматься творчеством, это доставляло мне удовольствие, в первую очередь я рисовал для себя. Когда я рисую в группу, то это темы, которые меня самого увлекают, шутки, которые меня смешат. Иногда стараешься попасть в какую-то тему, которая сейчас обсуждается, чтобы набрать просмотры, но если мне самому эта тема не интересна, то я не буду её рисовать. Понятно, что есть разные проекты, то что я делаю для своей группы — это только мой вкус и юмор, когда делаю на заказ, приходится подстраиваться под темы.

— У создателей комиксов есть какие-то тематические встречи или группы?

— Подобные встречи проходят в Москве и Питере, несколько раз я туда приезжал. Плюс по переписке я много с кем из художников общаюсь, потому что есть общие темы. Часто люди друг с другом советуются, создают совместные проекты. В Архангельске я бы с удовольствием на какую-нибудь сходку комиксистов сходил, но пока о подобном не слышал.

-Кто ваша основная аудитория? Откуда эти люди?

— Моя аудитория преимущественно не из Архангельска. В основном мои комиксы читают в больших городах вроде Москвы и Питера. Из Архангельска на меня преимущественно подписаны друзья и друзья друзей. Аудитория самая разная, она всё время растет, и мне кажется, там особо никто не знает, что я из Архангельска. Когда что-нибудь пишешь про город, то все удивляются. У меня не было цели именно на Архангельск и область работать, в идеале хотелось бы творить без всяких границ. В прошлом году я начал рисовать серию «Почти сто приведений», изначально я начинал писать её на английском. Мне было интересно попробовать, посмотреть, смогу ли я рассмешить зарубежную аудиторию. Отклик был хороший. Да, на зарубежных аккаунтах не такая большая аудитория, но я просто боялся, что начну выкладывать и тем более переводить на английский и люди будут писать, что им непонятно, что перевод кривой, что юмор непонятный. Был страх, что меня просто не поймут. Но в целом таких проблем не возникло. Часто бывает, что я вижу, как мой комикс на английском языке приходит в паблики Вконтакте обратно переведённый. Это довольно забавно.

— Расскажите про ваши тематические воскресные подборки комиксов — как появилась эта идея?

— Я давно занимаюсь комиксами и у меня накопилось довольно много работ на различные темы, я решил, что можно проводить тематические дни. Отбор тем провожу из комментариев, одними из последних предложений были — приведения и динозавры. Недавно у меня в группе заработала монетизация, которая позволяет получать деньги за свой авторский контент. Это мотивирует делать что-то в группе, увеличивать количество контента, даёт заряд энтузиазма. Тем более появилось много новых подписчиков, новой аудитории, которая не видела комиксов прошлых лет.

— Как много времени занимает создание одной работы? Какой у вас рабочий график?

— Раньше создание одного комикса занимало час-два. Сейчас я стал быстрее рисовать, в среднем где-то полтора часа уходит на создание одного стрипа. В неделю выходит около пяти работ для моей группы, но бывает и по восемь комиксов на заказ в день, и даже десять. Несмотря на то, что я работаю дома, творчеством занимаюсь, мой график выглядит как полноценный рабочий день. Встаю утром и где-то в шесть вечера заканчиваю. Уже как-то привык к такому графику, а в выходные, как и все, отдыхаю от работы. Но у фриланса есть огромный плюс, ведь не нужно никуда ехать — просто нужно сесть за компьютер и начать рисовать.

— Пробовали рисовать комиксы в нейросетях?

— Многие мои знакомые сейчас пытаются этим заниматься. Мне лень было особо заморачиваться, я один комикс ради шутки сделал в бесплатной нейросети. Было довольно сложно заставить её сделать то, что мне было нужно. Пока это больше игрушка, чем какой-то серьёзный инструмент для создания комиксов.

— Что самое важное для художника вашего жанра?

— Если хочется что-то делать, что-то пробовать, то нужно стараться, работать, не бросать, если тебе это нравится. Потому что результат может появиться не сразу, аудитория может появиться не сразу, тут большое место играет удача, но в любом случае, если практиковаться, пробовать и долго заниматься, результат в любом случае будет и успех будет. Главное не забрасывать, если ты нашел то, что тебе нравится.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.