Более 30 лет Александр Шутихин профессионально занимается берестяным ремеслом, старается всё делать по традиционным технологиям, которые постоянно изучает. Его интересует всё, что связано с обработкой бересты начиная с глубокого прошлого, заканчивая современным дизайном.
Тема берестяной лодки для Шутихина возникла сама собой на стыке интереса к истории обработки традиционных материалов, увлечении водным туризмом и краеведением. Было желание узнать обо всём и сделать всё, что касается традиционных изделий из бересты, хотелось всё опробовать в реальных условиях. С 2003 года мастер собирает материалы по берестяным лодкам. В 2007 году была построена первая лодка, а впоследствии – ещё 20 различных берестянок. С 2007 по 2010 года с исследовательскими и рекламными целями были проведены четыре экспедиции по река Пушма, Юг, Северная Двина, Белому морю, Кенскому волоку, для каждой из которых строилась отдельная лодка.
Берестяная лодка — яркий элемент речной культуры, которая некогда бытовала на огромном пространстве таёжного пояса Евразии. Технология изготовления берестянок не менялась в течение последних 2-3 тысячелетий. Берестянки применялись до середины 20-го века коренными народами Сибири и Дальнего Востока. Эвенкийское название лодки - джяи, джевун, у нанайцев – эматти, у якутов – туос тыы. Нашли они отражение и в фольклоре аборигенов Северной Евразии. Есть упоминания в таможенных книгах Московского государства середины 17 века о бытовании берестяных каючков на Северо-Западе России, на реках Вычегда и Северная Двина. Путешественники и этнографы прошлого описывали берестянку аборигенов Сибири, начиная с 18 века. Это был незаменимый элемент в жизнедеятельности кочевников, охотников и рыболовов.
Берестяная лодка относится к группе каркасных лодок. Форма вытянутая, полукруглого сечения, с симметричными острыми носом и кормой. Каркас состоял из рамы и множества шпангоутов и стрингеров, для изготовления которых использовались ветви деревьев или расщепленная древесина. Он нёс основную нагрузку во время эксплуатации, а покрытие из одного или нескольких листов бересты предохраняло от воды. Сшивались листы нитями животного или растительного происхождения. Швы герметизировались смолой хвойных деревьев с добавлением жира. Строилась лодка для одного — двух человек. Длина могла быть от 3,5 до 10 метров при ширине от 0,7 до 1 метра. Вес лодки на одного человека составлял от 12 до 15 кг. Весла чаще всего двухлопастные.
Берестяную лодку можно было быстро изготовить с помощью простейших инструментов за короткое время. Лёгкая и надежная, она могла несколько сезонов служить охотникам и рыболовам.
Торжественной спуск берестянки, построенной за несколько дней на верви Товарищества поморского судостроения мастером Александром Шутихиным, состоится 9 октября в 12 часов на Красной пристани у Северного морского музея в Архангельске.