Первый этап переписи древесного населения областной столицы запустила инициативная группа «Живой город Архангельск». В перспективе активисты собираются пересчитать и нанести на карту все деревья города, но начать решили с центра. Территорию вдоль набережной и Воскресенской улицы поделили на 45 участков.
Деревья наносятся на карту через систему учёта городских зелёных насаждений countree.ru. Она была разработана в Красноярске и теперь распространилась по России и за её пределы — в Беларусь. «Живой город Архангельск» на использование системы благословил её автор Дмитрий Злобин.
В прошлом году проект «Зелёный каркас» получил губернаторский грант. Сейчас подсчёт деревьев — в активной фазе.
— У нас сейчас рабочая страда, — рассказывает руководитель проекта, модератор инициативной группы Валентина Морозова. — Волонтёры узнают много новых растений - порой им приходится буквально лазать по кустам и зарослям! — знакомятся с бытом нашего города… Мы взяли на себя обязательство внести в систему пять тысяч деревьев и кустарников, и на данный момент мы внесли почти четыре тысячи.
«Вот такие у нас волонтёры — лучшие люди города!»
К проекту присоединились 50 волонтёров. Они дважды прошли обучение: учились различать деревья и пользоваться системой. Специально для волонтёров кураторы проекта вместе с дендрологами разработали методическое пособие.
— Ещё нас есть чат в телеграме, куда периодически присылают фотографии с вопросами, — делится руководитель проекта. — Люди стали узнавать, какие деревья у нас растут. Все же только говорят про тополя и берёзы, а есть ещё куча разных деревьев — мы выделили 40 основных видов!
Карта зелёного каркаса Архангельска открывается как с компьютера, так и со смартфона.
— Вот смотрите, у меня в телефоне установлено приложение, — показывает Валентина. — Здесь можно найти конкретное дерево и узнать, кто его занёс в систему. Вот, например, сосна. Занёс её, Александр Фёдорович Горних — руководитель Росприроднадзора в области. Вот такие у нас волонтёры.
Вообще все волонтёры, по словам руководителя проекта, «прекрасные люди, лучшие люди города.
— Это и молодые люди, и люди в возрасте, — рассказывает Валентина. — Это и студенты, и госслужащие, и учёные, и ландшафтники. Ничего, кроме возможности принести пользу городу они не получают. Только духовная выгода. Я тоже внесла несколько деревьев — например, большую яблоню на площади Ленина.
По фонарям или пятиэтажке
Само приложение, по словам Валентины, очень простое. Оно помогает собрать всю необходимую информацию о дереве.
— Нужно определить местоположение — можно по геолокации, но лучше вручную, — рассказывает Валентина. — Нужно замерить обхват ствола и высоту. Мы для этого добывали высотомеры. И обучали, как определить высоту на глаз — по фонарям, например. Так, известно, что провода висят на высоте шести-семи метров. Можно по ним прикинуть. Или по пятиэтажке. Каждый этаж — три метра.
Нужно зафиксировать не только базовые характеристики, но и состояние дерева. Дерево в хорошем состоянии, когда оно здорово и у него полноценная крона.
— Удовлетворительным оно считается, если дерево зелёное, с небольшими повреждениями — отмечает руководитель проекта. — Если дерево может погибнуть, то состояние неудовлетворительное. Например, мы обратили внимание, что на Воскресенской рябины помирают. Они либо начинают сохнуть, либо уже засохли. Мы подозреваем, что при ремонте дорог была повреждена корневая система.
Поставить деревья на учёт
Таким образом, фиксируя состояние деревьев, можно его контролировать.
— Наша цель — помочь нашей администрации поставить деревья на учёт, чтобы всё было под контролем, — комментирует Валентина. — Потому что сейчас, когда застройщик при строительстве дороги или дома, срубает деревья, он, по идее, должен их компенсировать. И если срубленные деревья учтены, будет понятно, сколько конкретно новых нужно посадить взамен. Или сейчас часто срубают дерево под предлогом того, что оно аварийное. Фиксация состояния дерева позволит проверить, правда ли это было так, а, значит, нужно ли его было срубать. Это важно потому, что, согласно правилам, срубленное аварийное дерево не обязательно компенсировать. И вообще подсчёт позволит увидеть, насколько количество деревьев в городе соответствует нормативам, индексу качества городской среды.
Завершив свою часть работы (а считать деревья можно только летом, пока они зелёные), — волонтёры сделают выводы и передадут их администрации города.
— Примет ли подарок администрация, будет ли его использовать, это вопрос, но намерение такое озвучено, да и потребность есть, ведь наша карта — это современный дендроплан, так необходимый городу, — говорит Валентина. — В прошлом году мы создали целый банк проектов по озеленению — больше 20! — и собирались передать их городскому хозяйству, но сотрудники так и не нашли времени принять у нас. Зато их с радостью взяли округа города. Вот и здесь наша работа пригодится тем, кто захочет её использовать. Карта открытая и доступна всем, кто заинтересован. Также у нас есть возможность анализировать общие данные по деревьям — их состоянию, видам, размерам и другим характеристикам. Как сказали мне в Красноярске, поначалу они тоже не встречали какого-то энтузиазма от чиновников. Но поскольку те целенаправленно продолжали работать, администрация стала с ними более активно сотрудничать.
«Дерево очень хочет жить!»
Сейчас подсчёт деревьев продолжается, и нужны ещё волонтёры. Волонтёркой проекта уже стала архангелогородка Елена Векшина.
— В деревьях я разбиралась и ранее, потому что по образованию — учитель биологии, — рассказала она. — Выпускная квалификационная работа у меня была «Древесные и кустарниковые насаждения Архангельска.» То есть, я уже примерно знала, что растёт у нас в городе в разных округах. В институте было сложнее тем, что растения надо было определять вплоть до вида. Например, ивы бывают разные, их очень много видов и есть специальные книги-определители. В проекте «Зелёный каркас» эти знания не требовались, но надо было измерять высоту, что не всегда получалось хорошо. Ещё было трудно расставлять деревья, учитывая масштаб карты. Остальное — без особых проблем.
Особенно Елене на её участке запомнился один тополь.
— Когда-то у него был грубо обрезан ствол, что нередко делают с этими деревьями, называя кронированием, -поделилась архангелогородка. — Видно, что была сильно повреждена кора, поселились мхи и лишайники, на листьях есть пятна — всё говорит о проблемах… Но как выглядит этот тополь: видно, что дерево очень хочет жить! Сколько я раньше ходила мимо, никогда не обращала внимание на него, пока не стала осматривать как волонтёр проекта. Даже возникла ассоциация с инвалидом, который не собирается сдаваться. Растения могут удивлять.