Агния шьёт платья из крапивы и льна и украшает их аппликацией, набойкой или вышивкой. Вышивка — не гладью, не крестиком, а просто, как говорит Агния, «допотопным» швом — вперёд иголку. Украшение не простое — по мотивам северных росписей. То птицу Сирин нашьёт, то льва, то цветы какие-нибудь. Иногда просто надпись какую вышьет на рукаве: «Нынче травы зацвели в лугу», например.
А ещё в той же аппликативной технике мастерица создаёт небольшие панно. То натюрморт с самоваром — на старом платке. То вышитые картинки к разным православным праздникам — с волхвами, ангелами или Богоматерью.
Родилась девушка в Северодвинске: её родители встретились в Верней Уфтюге. Там же отец Агнии познакомился и с реставратором Александром Поповым. С ним поехал в Нёноксу. Мама — тоже.
— Папа, он у меня по специальности электрик, работал на реставрации колокольни, — рассказывает Агния. — Потом, когда мне было месяцев восемь, уехали на папину родину в Черевково. Так здесь и живу все свои 30 лет.
Девочкой Агния ходила в художественную школу — в Черевково есть филиал красноборской «художки». И когда пришло время поступать, решила продолжить художественное образование. Потому, говорит Агния, что «ничего другого делать не умела и не хотела». Учиться поехала не в Архангельск, а в Сыктывкар. В 2013 году закончила Сыктывкарский государственный университет по специальности «Народно-художественное творчество».
После выпуска было несколько работ по профилю — в Красноборске в родной художественной школе, в местном доме культуры, потом в Северодвинске в «художке».
— Потом ушла. Стала шить-вышивать, — рассказывает Агния. — А что ещё делать? С мамой мы всё детство вместе шили. А у меня дипломная работа была связана со львами, птицами, с народным творчеством. Захотелось сшить себе брошку-льва. Год спустя сделала-таки себе льва. Потом сделала кому-то в подарок. Потом — ещё кому-то. Потом создала группу «Львиный домик» Вконтакте.
Так всё и пошло-поехало. Сначала брошки, потом — платья.
— Я сначала шила платья себе, — говорит Агния. — Себе не страшно — не понравилось, не носишь. А тут знакомые стали просить платье. Себе так много платьев не надо было, а шить-то хотелось. Вот и сшила — одной, второй… А так как я не швея, не умею толком кроить, надо было как-то платья украсить, чтобы не кроем взять, а какой-то вышивкой, набойкой. Вот я и открыла книжку по нашим северным росписям, выложила рисунок из ткани на ткани. Вышила. Так моя одна-единственная коллекция платьев и появилась. И потом все стали такие платья просить. И покупать. Пришлось шить.
Материала для вышивки по росписям на Севере предостаточно. Один только Красноборский район — родина трёх росписей — Уфтюжской, Ракульской и Пермогорской. Росписи — на прялках, на домах.
— Сама ничего не придумала! — говорит мастерица. — Что далеко ходить, когда есть своё? Беру с домов сюжеты, картинки, перерабатываю их на ткани. На многих домах можно встретить изображение льва — у нас на Севере его сажали на цепь, как сторжевого пса.
В последнее время Агния специально стала разыскивать дома с росписями у себя в округе.
— Столько про наши домовые росписи книжек написано, люди с Москвы едут к нам смотреть на дома, а мы живём и знать не знаем, — говорит она. — А почему бы не посмотреть на них, пока они еще стоят? Стала ходить. То соседи позовут: «Поедешь с нами?». То папу попрошу.
Одну из своих работ Агния посвятила зданию бывшей Черевковской богадельни — большому дому с резными наличниками, стоявшему в центре села, на берегу озера, который разобрали в 2007 году.
Что до платьев, то они у Агнии, действительно, штучный товар.
— Я очень ленивая швея, — улыбается девушка. — Одно платье в месяц сошью — и хорошо. Деревенская жизнь отвлекает от шитья: то снег почистить, то траву скосить, то грядки полить, то ягоды собрать… Я никуда не тороплюсь: за полгода сшила два платья — это ли не «медленная жизнь»? Иногда ленюсь — вместо того, чтобы шить, думаю: «Пойду чай попью, пирог испеку».
Заказы мастерица сейчас не берёт. Но на готовое платье хозяйка всегда находится, в наличии ничего не остаётся. Только первую свою коллекцию Агния хранит у себя. И иногда возит на выставки в Москву — но, как в меме, не продавать, а просто показывать.
Агния живёт в Черевково с родителями, кошками и псом Кузьмой Сергеевичем. Кошек недавно было три, сейчас ещё одна пришла: Вася, Мася, Буся, Неся.
— Зимой ещё воробьи с синицами на нашем попечении, — смеётся Агния.
В ноябре 2021-го, за пару дней до своего дня рождения, Агния вместе с Кузьмой Сергеичем открыла свою первую выставку — прямо на стене деревянного сарая. Ни посетителей, ни журналистов, ни фуршета — только кусочек колбасы для Кузи. Поставив фотоаппарат на штатив, мастерица сама себя сфотографировала и выложила в соцсетях. Так выставка «На гвоздях» обрела зрителей.
Эта уединённая экспозиция — под снегом, на гвоздях, с Кузьмой в роли смотрителя, — очень много говорила о творчестве мастерицы. Хотя она не стремилась намеренно к какому-то художественному высказыванию.
— Хотелось сделать выставку, как у всех художников, — рассказывает Агния. — А лучше всего мои работы смотрятся на старом дереве. Вот и я приколотила картинки гвоздями к стенке сарая. Самый лучший выставочный зал.
Весной 2022-го открыла Агния и полноценную выставку — в центре народного творчества в Котласе.
Есть ещё у Агнии друзья в фонде «Вереница», который занимается восстановлением деревянных храмов Севера. Вместе с активистами северянка ездит в Верхнюю Уфтюгу на работы в церкви Димитрия Солунского — 43-метровом деревянном шатровом храме 1784 года.
Как-то зимой Агния вдруг завела в соцсетях с подписчиками невинную игру — начала писать посты с ощутимой поморской интонацией и диалектными словечками. Подписчикам из других городов и областей такое было в новинку.
— Мы же и так многие эти слова до сих пор используем: «шибко», «баско», — говорит Агния. — Почему бы и нет? Своё ведь — оно не только в росписях, в архитектуре, но и в языке. Многим нравится. Одна девушка мне написала: «Специально всю ночь изучала словарь поморской говори, чтоб вам написать комментарий».
Сейчас Агния готовится к очередной выставке — на сей раз в Сыктывкаре. А ещё спешит довышивать хоругвь к престольному празднику для местного храма. Одна уже есть, нужна вторая, чтобы ходить крестным ходом.