В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Малая Юрасская: Дорога, которой нет

Малая Юрасская: Дорога, которой нет

26.06.2022 11:25Елена ХЛЕСТАЧЁВА
Как одна из дорог в Архангельске, очень важная для людей, пропала из реестра муниципального имущества и почему местные жители узнали об этом совершенно случайно.

В истории разбиралась «Правда Севера».

Ямы до горизонта

Житель дома на улице Малая Юрасская в Архангельске Александр Чегодаев обратился в нашу редакцию от безысходности. Он рассказал, что уже около десяти лет жители его улицы пытаются спасти её проезжую часть: это единственная дорога, связывающая их территорию с остальным городом, а для города — единственная ведущая к железнодорожной станции Жаровиха. Но за эти годы, сказал Александр Васильевич, появилось лишь стойкое ощущение, что кому‑то эту дорогу надо по‑тихому «убрать»…

По названию Малую Юрасскую в Архангельске знают не все, но грибники, пользующиеся пригородными поездами со станции Жаровиха, наверняка вспомнят тот последний участок пути длиной около километра, который приходится преодолевать от автобусной остановки на улице Мостостроителей до станции пешком. И вспомнят недобрым словом… Вот это и есть Малая Юрасская. Как только наш автомобиль сворачивает на неё с Мостостроителей, асфальт заканчивается, и взгляду открывается полоса земляных ям вплоть до горизонта.

Сидящий за рулём Александр Чегодаев резко сбавляет скорость и просит держаться крепче. Мы медленно переваливаемся из ямы в яму. Лавировать не получается: кажется, ямы везде. Рядом также медленно и неуклюже переваливаются другие автомобили.

Часть улицы тянется вдоль границ садоводческого некоммерческого товарищества «Локомотив», сейчас в его составе 300 участков. Другую часть местные называют «деревней». Здесь к дороге выходит ещё около двух десятков частных домов. Несмотря на пасторальный пейзаж, и то, и другое — территория города. Услышав о нашем приезде, у домика правления СНТ быстро собирается народ.

— Больше всего нас волнует наша безопасность, — говорит собственник одного из участков Сергей Соболь. — В прошлом году я упал в бане, сломал ребро, так в скорой спросили, смогу ли подъехать к повороту: «Дорога у вас больно плохая». Но я не смог сесть за руль… В итоге машине скорой всё‑таки удалось подъехать к моему дому. Но вдруг в следующий раз не проедут? У нас здесь много пенсионеров, которым помощь может потребоваться срочно, есть дети…

— Мы не просим заасфальтировать — отсыпьте гравием! — волнуются люди. — Ведь речь идёт о совсем небольшом участке. От улицы Мостостроителей до конца Малой Юрасской, где заканчиваются дома «деревни», — всего один километр 150 метров.

«Денег нет»

Председатель СНТ Александр Никитин рассказывает, что живёт на Малой Юрасской с 1973 года и помнит её ещё асфальтированной, когда по ней ходили городские автобусы, — тогда, по его словам, проезжую часть содержал город.

— Там, где теперь у нас дачный кооператив, раньше стояли бараки, жили наши семьи — в основном семьи работников железной дороги. Но в середине 80‑х живущим здесь стали давать квартиры, и бараки начали сносить, а освободившиеся земельные участки выдавать под дачи. Кажется, с этого времени власти и перестали следить за дорогой, — вспоминает Александр Александрович.

В 2003 году он от имени всех жителей Малой Юрасской обратился к администрации округа Варавино-Фактория с просьбой помочь отсыпать дорогу гравием и принципиального отказа не получил — только пояснение, что «денег пока нет». И в 2006 году, когда начался процесс приватизации участков СНТ, получил подтверждение, что дорога остаётся в ведении окружной администрации.

Но в конце 2012 года на его очередное обращение по поводу ненадлежащего содержания проезжей части Малой Юрасской департамент городского хозяйства ответил, что данная проезжая часть не состоит на учёте в казне муниципального имущества города и не передана на оперативный и технический учёт в управление дорог и мостов департамента городского хозяйства. А это значит, что её вообще не имеют право ремонтировать за счёт муниципальных средств.

Потом пришёл ответ от «Архангельск­автодора». Он противоречил ответу департамента городского хозяйства: «…по информации, предоставленной управлением дорог и мостов мэрии города Архангельск, участок дороги от улицы Мостостроителей до станции Жаровиха состоит на балансе МО „Город Архангельск“. Специалистами управления дорог и мостов осенью 2012 года был проведён осмотр данного участка дороги и установлено, что ремонт дороги на данном участке необходим». Завершался этот ответ словами, которые сильно обнадёжили жителей Малой Юрасской: «В мае–июне 2013 года будет проведено обследование проезжей части, составлена дефектная ведомость, определены объёмы работ и их стоимость. При наличии достаточного финансирования работ на устранение деформаций и повреждений проезжей части в рамках действующего муниципального контракта на сезонное содержание дорожной инфраструктуры в 2013 году вопрос ремонта участка… будет рассмотрен».

Улица без дороги?

Ремонта дороги, однако, здесь так и не дождались. Осенью 2021 года жители Малой Юрасской не выдержали и написали коллективное обращение в архангельскую прокуратуру с просьбой провести проверку правомерности действий — вернее, бездействия — органов местного самоуправления. При этом обратили внимание прокуратуры, что даже ответы инстанций по поводу спорного участка противоречат друг другу. Прокуратура установила, что на момент их обращения дорога не числится в реестре муниципального имущества города, но при этом указала, что в соответствии с федеральным законом «О ведении гражданами садоводства…» органы местного самоуправления вправе безвозмездно приобретать у СНТ такое имущество общего пользования, как автодорога.

— Но какое там «безвозмездно приобрести», если складывается полное впечатление, что от «нашей» дороги администрация города хочет любым способом избавиться, — говорит председатель Александр Никитин.

— «Проезд по улице Малая Юрасская проходит по территории СНТ „Локомотив“ и не является подъездом к социально значимым учреждениям, таким образом, зачисление данного проезда в реестр муниципальной собственности не представляется возможным», — цитирует один из последних ответов департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Александр Чегодаев. — Читать такое очень странно, потому что мы — такие же горожане, как и все.

И совсем уж обескуражил жителей последний ответ из департамента муниципального имущества города: «Подъездные пути, находящиеся в границах садового товарищества „Локомотив“… не соответствуют определению автодороги, поскольку практически на всей протяжённости проезда ограждения садовых участков граждан находятся в незначительном отдалении от проезжей части, исключая возможность организации обочины и формирования полосы отвода… предусмотренных действующим законодательством».

Примечательно, что за все десять лет переписки на это сослались впервые.

— Как же это получается: улица есть, а дороги нет? Как такое возможно? — удивляется Александр Чегодаев.

— Да ведь эти садовые участки, которые теперь якобы «в незначительном расстоянии от проезжей части», выделял сам город! Получается, что при их выделении не учитывались дорожные нормы? В таком случае закономерно возникают подозрения: а не было ли тут умысла? — негодует Александр Никитин.

— Похоже на лазейку, как снять дорогу с баланса, — замечает Сергей Соболь.

А пока продолжается спор, кому содержать дорогу, которой невозможно пользоваться и невозможно не пользоваться, горожане приспосабливаются кто как может — например, ходят в сторону города по железнодорожным путям.

— Такси к нам давно уже отказываются ехать, — поясняет одна из жительниц Лариса Диева. — В итоге в тяжёлом положении и те, кто прибывает к нам на поездах. Они вынуждены идти до ближайших автобусных остановок пешком, часто ещё и с тяжёлыми вещами. Многие из‑за этого выбирают более короткий путь — по путям, пролезая под вагонами. И, конечно, случается, на путях гибнут.

Последняя из таких трагедий произошла месяц назад.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.