Руководит станцией переливания крови доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии СГМУ, кандидат медицинских наук Сергей Бобовник. Мы поговорили с главным врачом о том, как сегодня работает Архангельская станция переливания крови, в какой крови есть наибольшая потребность и как жители Поморья становятся почётными донорами.
— Некоторые архангелогородцы, проезжая мимо станции переливания крови, видят очередь доноров. Можете ли Вы сказать, что их количество увеличивается?
— Очень непростой вопрос. На самом деле, донорский потенциал в нашем регионе достаточно высокий. Но нужно уточнить, что учреждения службы крови Российской Федерации работают по конкретным заявкам медицинских организаций по конкретным группам крови, резус-факторам и фенотипам. Мы на сегодняшний день принимаем доноров ровно столько, сколько нужно медицинским организациям. Есть, к сожалению, неудовлетворённость доноров в том, что они не могут попасть к нам на донации. Мы записываем доноров только по телефону в режиме онлайн. Сегодня донор может записаться на следующий день. А электронная запись, о которой многие доноры просят, к сожалению, не учитывает все особенности донора по группам крови, резус-факторам и фенотипам, срокам его донаций, временных медицинских отводов и так далее.
Что касается самого приёма, доноры принимаются у нас строго по времени. Если донору назначают прийти к 9:00, значит, он должен прийти к 9:00. Доноры иногда утром приходят чуть пораньше, и они думают: «Вот я записан на 11:00, приду пораньше и меня примут». По распоряжению губернатора Архангельской области из-за пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19 мы не можем концентрировать доноров более 50 человек, поэтому донорам приходится немного ждать на улице и в холле первого этажа.
— Как вы можете оценить работу станции? Хватает ли медицинским организациям компонентов крови?
— На протяжении 15 лет Архангельская станция переливания крови полностью удовлетворяет все заявки медицинских организаций донорской кровью и её компонентами. На протяжении этого времени, я смело могу об этом говорить, нет ни одной ситуации, когда в медицинской организации не были бы удовлетворены заявки. И всё это благодаря нашим донорам и нашей работе.
— Сколько человек в среднем сдают кровь на станции?
— В Архангельске в среднем в день принимается от 50 до 100 человек. Сегодня может быть 50 доноров, завтра — 100. В структурных подразделениях учреждения, в Вельске и в Котласе, в день мы принимаем не более десяти человек, что связано, опять-таки, с потребностью тех медицинских организаций, которые привязаны к этим нашим подразделениям.
— Кажется, что это довольно большая цифра для Архангельска.
— Это небольшая, к сожалению, цифра. Летом меньше доноров мы принимаем, зимой побольше. Летом люди уезжают на юг, поэтому здесь болеют меньше и потребности в медицинской помощи меньше, нежели в другие времена года.
Бывает, в больницах появляется условная вспышка. И, например, требуется кровь доноров только второй отрицательной группы крови. И вот неделю мы работаем только на эту группу. Бывает, нужна только третья положительная, на неё и работаем. Так что принимаем доноров с учётом потребностей медицинских организаций в конкретных группах крови, резусах и фенотипах.
— Как Вы думаете, в большей степени доноры хотят помочь или сдать кровь и воспользоваться какими-то льготами, например, получить выходной день от работы?
— Это очень актуальный вопрос. И мы регулярно проводим анкетирование доноров, как это делается во всех странах мира. Примерно 10-15 процентов — это доноры, которые ищут какую-то выгоду и льготу. Но основная масса — это доноры, кто идёт сдавать кровь, прежде всего, для того, чтобы помочь людям.
— Четвёртая группа крови — самая редкая. Говорит ли это о том, что её чаще всего не хватает?
— Не совсем так. Она действительно редкая, по статистике у европеоидной расы встречаемость первой группы крови где-то 35 процентов, второй — 35 процентов, около 18 процентов — третья группа крови, все остальное, 12 процентов, — четвертая группа крови. Эти доноры, как и реципиенты, встречаются в очень небольшом проценте, поэтому доноры с четвертой группой крови, к сожалению, приглашаются на донации несколько реже, чем, например, доноры с первой группой крови.
Есть такое понятие «универсальные эритроциты». К ним относятся люди с первой группой крови и резус отрицательные. В экстренной ситуации, например, при автодорожной и огнестрельной травме, родовом кровотечении, мы переливаем эритроциты первой группы резус отрицательные в объёме до 500 миллилитров взрослому пациенту любой группы крови.
Что касается четвёртой группы крови, её плазма является «универсальной». Для возмещения кровопотери применяется донорская плазма четвертой группы крови в объеме до 500 мл до того момента, пока врачом у реципиента не определится группа крови, резус-фактор и фенотип.
После того, как станет известна группа крови, резус фактор и фенотип у реципиента, при необходимости ему уже врачи будут переливать одногруппную однорезусную кровь. То есть, если у пациента определена, например, третья группа крови резус положительная, до для купирования острой кровопотери после «универсальных» эритроцитов и плазмы уже врачи будут переливать кровь только с учетом его группы крови, резус фактора и фенотипа.
— Получается, первая группа крови — самая востребованная?
— Да, самая востребованная донорская кровь — это эритроциты первой группы крови с резусом отрицательным, так как они «универсальны» для реципиента. Например, поступает больной в стационар, у него массивная кровопотеря при автодорожной травме. Для того, чтобы для устранения массивной кровопотери начать переливание донорских компонентов крови с учётом группы крови, резус фактора и фенотипа необходимо потратить примерно 15-20 минут для того, чтобы определить группу крови, резус фактор и фенотип. При массивной кровопотере для пациента важна каждая минута, поэтому «универсальные компоненты крови» врачам помогают выиграть время, чтобы спасти человека. При массивной кровопотере человек погибает именно из-за того, что объём циркулирующей крови резко падает, потребность в кислороде резко возрастает и остатка крови, который остаётся в организме, не хватает, чтобы покрыть все потребности организма в кислороде и глюкозе. «Универсальные» компоненты донорской крови в такой ситуации очень сильно выручают.
— Почётный донор — человек, который сдал кровь более 40 раз. Сколько в Архангельской области таких людей?
— На сегодняшний день в Архангельской области зарегистрировано чуть более 10 000 доноров. Этот список постоянно пополняется. Мы буквально в понедельник (6 июня) отправили в министерство здравоохранения Российской Федерации очередной список наших доноров. Как только документы наших доноров там будут утверждены, количество увеличится.
— 10 000 доноров — звучит внушительно.
— Это немного. Если население области чуть более миллиона человек, то десять тысяч — это капля в море. Но, стоит сказать, мы не гонимся за этой цифрой. Кстати, бывают ситуации, когда доноры обижаются, что по какой-либо причине они не могут получить звание Почётного донора России. У нас нет никаких установок для того, чтобы не допускать их до этого звания. Мы, наоборот, заинтересованы, чтобы донор становился почётным и был для нас кадровым донором, приходя к нам не менее двух раз в год.
Кадровые доноры — это люди, следящие за своим здоровьем, потому что нам нужна донорская кровь только от здоровых людей. Донор, который ставит перед собой цель дойти до звания Почётный донор, соблюдает требования, которые Служба крови предъявляет ему в плане физической нагрузки, здорового питания и отсутствия приёма лекарств. Кроме того, такие доноры стремятся не болеть, вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни важен для того, чтобы получить удостоверение и нагрудный знак Почётного донора России.
— Почётный донор сдаёт кровь 40 раз. За какой период он может это сделать?
— Женщина в год может сдавать кровь не более четырёх раз, мужчина — не более пяти. То есть, по времени это чуть более восьми лет.
— Как людям, которые ни разу не сдавали кровь, не бояться сделать это впервые?
— Переживать абсолютно не стоит. Для того, чтобы стать донором, гражданину должно быть не менее 18 лет, он должен быть гражданином Российской Федерации и самое главное — иметь желание прийти на станцию переливания крови для донации. Это практически безболезненная процедура за исключением укола. У нас работают высококлассные медицинские сёстры. Многие доноры говорят, что у них очень лёгкая рука. После донации некоторые доноры, особенно те, которые приходят впервые, говорят, что испытывают облегчение и даже эйфорию. Донация — это кровопотеря, поэтому у донора в кровь выбрасывается адреналин и эндорфины, которые вызывают чувство лёгкости, облегчения и «расправления крыльев».
— А какие есть общие правила для доноров до сдачи крови?
— Донор не должен нарушать диету и не должен употреблять алкоголь перед донацией. Ему необходимо высыпаться в течение нескольких дней. Также донор не должен перед сдачей крови болеть, потому что для ряда некоторых болезней есть определённый медицинский отвод. Донор не должен скрывать информацию о приёме лекарственных препаратов или о своей вакцинации. Здоровая донорская кровь — это безопасность реципиента.
— Как и когда проверяют кровь у донора?
— Донор приходит на станцию переливания крови, сдает общий анализ крови (на гемоглобин и тромбоциты) и проходит собеседование с врачом-трансфузиологом. Врач осматривает донора. И если нет никаких противопоказаний для донации, то его допускает к донации.
Во время донации у донора дополнительно несколько пробирок набирают небольшое количество крови, которая обследуется на гемотрансмиссивные инфекции: сифилис, гепатит B и C и ВИЧ-инфекция. Также периодически в образцах крови определяют факторы свёртывания крови, уровень белка и фибриногена. Если при обследовании образцов крови не выявляется никаких проблем, то донор через определённый промежуток времени может прийти на повторную донацию. Если при обследовании образцов крови выявляются отклонения, например, в свёртывающей системе крови, то при последующей записи на донацию врач-трансфузиолог такого донора направляет на дополнительные обследования по месту жительства. При выявлении в образцах крови донора маркеров сифилиса, гепатита B и C или ВИЧ-инфекции донор автоматически на всю оставшуюся жизнь блокируется федеральной единой информационной донорской базе и такой человек уже никогда не сможет быть донором.
Стоит также отметить, что положительный результат на какую-либо инфекцию мы донору не сообщаем, у нас таких полномочий нет. Мы направляем информацию по закрытым каналам связи в федеральные органы надзора: в Роспотребнадзор, в Центр гигиены и эпидемиологии, а также в региональный кожно-венерологический диспансер. Специалисты этих учреждений должны пригласить таких доноров на обследование.
— Как скоро кровь донора поступит в медицинское учреждение?
— Результаты анализов приходят в течение рабочего дня. Донор пришёл, сдал свою кровь, и параллельно мы у него взяли анализы. Естественно, кровь не выдаётся в медицинские организации, пока мы не получим ответы лабораторных исследований. Если они показывают, что никаких проблем нет, то вечером, после 18:00, донорская кровь может быть выдана в медицинские организации. Если у донора выявлены положительные маркеры гемотрансмиссивных инфекций, то такая кровь сразу блокируется и уничтожается.
— Какие именно компоненты крови нужны медицинским организациям?
— У донора мы берём кровь и делим (пакетик 450 миллилитров) её на три фракции: эритроциты, плазму и тромбоциты. Плазму и тромбоциты мы можем получить аппаратными способами, но на сегодняшний день, к сожалению, плазму таким способом мы не заготавливаем, потому что это очень дорогой по себестоимости компонент. Донорскую плазму учреждение заготавливает из дозы цельной крови.
Мы также заготавливаем тромбоциты аппаратным способом. Это достаточно сложный и дорогой компонент, себестоимость одной дозы примерно 60 тысяч рублей. Цена достаточно большая. Поэтому их мы заготавливаем аппаратные тромбоциты под конкретного больного с учетом заявки из конкретной медицинской организации. Такие тромбоциты, прежде всего, мы заготавливаем для детей, особенно новорожденным, для онкогематологических и онкологических больных, которые могут терять свою кровь на фоне химии и лучевой терапии. Без таких тромбоцитов пациент жить не может.
Компоненты крови, которые мы заготавливаем, помогают врачам спасать жизнь пациентов, а также при определенных ситуациях профилактировать возможные кровотечения. Врач медицинской организации конкретно оценивает и отслеживает клиническую ситуацию у конкретного больного. Задача нашего учреждения — вовремя предоставить врачу для пациента необходимые компоненты донорской крови.
— Как долго компоненты крови могут храниться?
Тромбоциты, заготовленные любым способом, живут всего пять дней, поэтому мы работаем так — сегодня заготовили и сегодня же выдали для определённых клинических ситуаций.
Что касается донорской плазмы, то после заготовки она в медицинские организации не выдаётся, как минимум, в течение четырёх месяцев. Плазма в обязательном порядке карантинизируется, что повышает ее безопасность. Донор после донации должен к нам прийти, как минимум, повторно через два месяца для того, чтобы мы его снова протестировали на отсутствие гемотрансмиссивных инфекций. Если при обследовании у донора результаты лабораторных исследований на гемотрансмиссивные инфекции отрицательные, то через четыре месяца мы смело можем выдать его плазму в медицинскую организацию для переливания.
Что касается эритроцитов, то они хранятся до 21 до 50 дней, в зависимости от того на каком гемоконсерванте их заготовили.
— Расскажите, пожалуйста, об условиях хранения крови. Какие есть определённые требования?
— Да, действительно они есть. Например, донорская плазма хранится при температуре ниже -30°С.
Температура хранения для эритроцитов от +2 до +6°С. Что касается тромбоцитов, то они хранятся при комнатной температуре — +20-24°С. У нас есть специальное оборудование, которое отслеживает эту температуру хранения компонентов донорской крови. Если при хранении компонентов крови происходят какие-то нарушения, морозильная камера даёт сигнал тревоги, то дежурящая медсестра, которая дежурит круглосуточно, обязательно среагирует и предпримет необходимые действия для сохранения компонентов крови. Донорская кровь — это очень необходимая и дорогая биологическая среда во всех странах мира для спасения жизней больных.