В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
«Надоел безликий массмаркет»: как северные бренды возвращают в моду традиционные ремёсла

«Надоел безликий массмаркет»: как северные бренды возвращают в моду традиционные ремёсла

08.06.2022 15:10Юлия КОПЫЛОВА
Возможность полюбоваться изделиями северных брендов и мастериц представится 2 и 3 июля в Петровском парке столицы Поморья, где пройдёт уличный фестиваль новой культуры «Белый июнь».

В 2022 году фестиваль объединит в себе шесть культурных направлений — книги, музыка, кино, арт, еда и игра. Что касается арта, 2 и 3 июля в архангельском Петровском парке состоится ярмарка креативных индустрий региона, VIII съезд народных мастеров традиционной культуры и северных дизайнеров одежды.

Организаторы отмечают, что на ярмарку креативных индустрий жители Архангельска, Северодвинска, Онеги и Котласа уже прислали 76 заявок, что уже больше, чем в 2021 году. В начале июля столица Поморья станет местом притяжения ремесленников, мастеров, создателей одежды, кожевников, гончаров и представителей туристической отрасли.

Мода, дизайн и текстиль будут представлены северными брендами, такими как TACILIA, Майка в Краске, ДОСКА ТРЕСКА, BRONSKI и работами северных дизайнеров одежды — Анны Злотко, Ирины Вартанян, Тамары Дружининой, Жанны Дремовой, Надежды Черноусовой и Алёны Малыгиной.

Жительница Приморского района Тамара Дружинина уже десять лет занимается ткачеством народных поясов. В то же время она стала для себя шить народные костюмы, а сейчас делает это и для других. И говорит, что народная одежда пользуется спросом.

Фото из архива Тамары Дружининой.Фото из архива Тамары Дружининой.

— Интерес к народным обычаям, к народному костюму возрастает. Люди уже не шарахаются и не кривят губки при виде сарафана и косоворотки, как ранее. Последнее время многие с удовольствием примеряют и приобретают народные костюмы, — рассказывает Тамара Дружинина, — В основном всем хочется покрасоваться в народном наряде на празднике. Например, на каком-нибудь фестивале или ярмарке. Некоторые покупают вещи для дачи и дома.

На фестивале также будут представлены пояса, сарафаны и косоворотки.

Представлен на «Белом июне» будет и бренд северной одежды «Ирина Вартанян». Это одежда из натурального трикотажа с уникальной вышивкой по мотивам мезенской росписи.

С детства создатель бренда Ирина Вартанян увлекалась разными видами рукоделия, но шитьё было любимым и определило профессию в будущем. Ирина выучилась на портного, конструктора-модельера и закончила институт по профессии дизайнер.  С тех пор занимается любимым делом и даже создала свой бренд одежды.

— В 2018 году моя мечта создать свою марку одежды стала воплощаться в жизнь. Я знала, что это должен быть прекрасный, высокого качества, уникальный продукт, который будет вне моды и актуален не один сезон, а ещё мне хотелось быть полезной нашему региону, — рассказывает Ирина, — Я вспомнила своё детство, прялку, которой бабушка пользовалась, прядя овечью шерсть, и про загадочные рисунки, изображенные на ней.

Девушка сразу же представила, как эти рисунки будут смотреться на ткани. Изучив историю росписи, Ирина стала сочинять новую историю одежды с душой русского севера.

Создавая изделия, в которых каждая деталь продумана до мелочей, мастера вкладывают частичку своей души. Так делает и Ирина, изображая на одежде Палащельскую роспись.

Фото из архива Ирины Вартанян.Фото из архива Ирины Вартанян.

Руководитель бренда уверена, искать идеи нужна внутри народа, а бездонный колодец таких идей — народные промыслы.

— Возрождение интереса к народному костюму, к истории обусловлено общей обстановкой в мире. Сейчас государства культурно и экономически более разобщены и начинают капсулироваться. Новые идеи надо искать внутри себя, внутри народа. История и народные промыслы — бездонный колодец таких идей, — говорит Ирина.

Надежда Черноусова представит на фестивале коврики, подушки, сумки, платья, украшения и игрушки в лоскутной технике. Несмотря на изобилие созданных работ, мастерица признаётся, что самым любимым и трудоёмким изделием остается лоскутное одеяло.

— Я стала шить лоскутные одеяла 9 лет назад, когда родился второй сын. Первое одеяло было для него. Через год, после нескольких одеял, сделанных в подарок, я стала их шить на продажу, — рассказывает Надежда.

Фото из архива Надежды Черноусовой.Фото из архива Надежды Черноусовой.

Сейчас Надежда шьёт уже 73 по счёту одеяло и готовится к очередной ярмарке в Ярославской области. В планах — перейти на новый уровень, а именно — научиться машинной стежке, ведь интерес к работам мастеров только набирает обороты.

— Интерес к народной культуре и изделиям мастеров действительно растет. Возвращение к истокам, популяризация народных традиций… — рассказывает Надежда, — Это подтверждает и то, что у меня приобретают множество вещей, чаще всего — обережных кукол. А у меня отдельная любовь к изготовлению традиционных мотанок. А началось всё с вдохновения, которое мне дал мастер из Архангельска, и утилизации лоскутков.

Традиционная народная кукла.Традиционная народная кукла.

Татьяна Воротынцева, представляющая бренд «Тацилия», также предложит свои изделия архангелогородцам и гостям города. Девушка уже два с половиной года создаёт авторские платки и палантины, вдохновленные уникальностью Русского Севера.

— Это как природные мотивы и традиционные ремесла, так и фольклор и национальная кухня. Среди мотивов — северное сияние и подводные лодки, белые грибы и морошка, мезенские кони и орнаменты северного вязания, рыбы Белого моря и сказки Писахова. Линейка новых изделий растёт, ведь источник вдохновения бесконечен, — рассказывает Татьяна.

Фото из архива Татьяны Воротынцевой.Фото из архива Татьяны Воротынцевой.

Мастерица также считает, что интерес к северным ремёслам растёт. И одна из причин этому — желание носить оригинальную одежду, которую нельзя приобрести в массмаркете.

— Я считаю, что интерес к нашим традиционным орнаментам и ремеслам будет только расти. Людям надоели безликие товары массмаркета, одинаковые для любой точки мира. А где найти свою идентичность, как не в родной культуре? — говорит Татьяна Воротынцева, — Но традиции должны быть бережно переосмыслены для того, чтобы гармонично вписаться в повседневную жизнь современных людей. И это уже задача дизайнера.

Татьяна отмечает, что покупатели очень любят на изделиях изображения морошки, северного сияния, рябины, ржи и васильков. К лету большим спросом пользуются светлые оттенки, к зиме — тёмные.

— У нас очень широкий выбор, и каждый может найти платок по душе. И это прекрасно! , — говорит Татьяна.

На фестивале будут представлены работы и Жанны Дремовой. Мастерица занимается ручным ткачеством домашнего текстиля и предметов интерьера.

Фото из архива Жанны Дремовой.Фото из архива Жанны Дремовой.

Вязать Жанну научила бабушка, а вот после покупки дома в деревне более десяти лет назад, она решила, что основные элементы уюта деревенского быта — это домотканые половики, белое вязаное кружево и запах луговых трав. И «изготовить» — соткать половики она должна сама.

— Мне даже в голову не пришло, что половики можно просто купить, — говорит Жанна.

Вскоре муж подарил Жанне ткацкий станок и она потихоньку освоила это ремесло. Сейчас у рукодельницы их четыре. Станки помогают создавать традиционные текстильные половики, коврики для бани из липового лыка, салфетки, сумки, палантины из льна, шёлка, кашемира и панно из луговых трав.

— Я считаю, что любое традиционное ремесло понятно и любимо нами на генетическом уровне. Изделия ручного ткачества были в каждом доме и они очень органичны в современной жизни, — говорит мастерица.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.