Импульсом к переосмыслению формата послужил масштабный многомесячный киномарафон фестиваля, кульминацией которого стали показы в Сыктывкаре и Санкт-Петербурге.
В столице Коми прошли четыре кинопоказа и встреча с кинокритиком Егором Москвитиным. А затем на легендарной студии «Ленфильм» в Петербурге прошли два показа с участием главного редактора журнала «Сеанс» Василия Степанова.
Как рассказала «Региону 29» директор фестиваля Тамара Статикова, в этом году киномарафон приобрёл невиданный масштаб: он идёт с января 2022 года и продлится до конца мая — уже в телеэфире. Фильмы из программы фестиваля смотрят в девяти районах Архангельской области, Северодинске, Новодвинске, Коряжме. Только в одном Архангельске — 13 площадок: это библиотеки, Дома культуры, музеи, детские студии. В одном Онежском районе — восемь точек кинопоказов.
— Наш киномарафон разросся до каких-то невероятных масштабов, — поделилась Тамара Статикова. — Всё стало происходить уже как-то само собой, стихийно: нам звонят из какой-то школы в Ленинградской области и говорят: «Мы хотим показать фильм». Присоединились Псковская, Свердловская область, Ненецкий автономный округ. Даже в армянском Гюмри смотрели фильмы кинофестиваля стран Арктики!
Но неожиданный эффект киномарафона, который и раньше пользовался вниманием зрителей (всё-таки его проводят с 2016 года), по словам директора фестиваля, заключался в другом.
— По сути, наш киномарафон стал другой формой проката, — отметила Тамара Статикова. — Микропроката, как сказал редактор «Сеанса» Василий Степанов. Тема проката сейчас очень актуальна в связи с международной обстановкой. По прогнозам Ассоциации владельцев кинотеатров, половина российских кинотеатров может закрыться. Фестивалям тоже будет непросто — с получением прав на фильмы будут проблемы, производство фильмов подорожает. Но крупные фестивали справятся. А что будет с нами, с региональными? Я не думаю, что нас ждёт глобальная отмена. Мы поддерживаем отношения с нашими партнёрами, никто от нас не отвернулся.
— То есть, фестиваль сейчас, когда есть стриминги, когда в повторный прокат выходят старые, смотренные-пересмотренные фильмы, может стать, по сути, одним из немногих поводов прийти в кинотеатр?
— О том и речь. Мы смотрим в сторону поиска новых форматов кинопоказов — то есть, не просто сеансов, а событий. И зачинщиками таких событий могут быть как раз фестивали и фестивальные проекты. Фестиваль может выступать неким дистрибьютором, посредником. Это интересная форма, и, возможно, о ней стоит задуматься на будущее.
Показы в школах и библиотеках — это такой всё-таки малый прокат. Там нет большого полнометражного кино. Меня всегда трогают отчёты с показов в какой-нибудь деревне в Архангельской области — сидят в библиотеке четыре бабушки в платочках и с экрана ноутбука смотрят кино. И отзывы присылают, разбирают фильм, высказывают своё мнение. Ведь в компании смотреть кино куда как интереснее. С самого начала мы называли это социальным кинотеатром, потому что за счёт средств гранта это бесплатно.
Но в этом году мы впервые вышли за пределы малого проката — до заполненных залов в Свердловской области, в Республике Коми и Санкт-Петербурге. В Сыктывкаре и на «Ленфильме» получилось целое событие. В Сыктывкаре всё, кто приходил — и зрители, и участники, — называли это фестивалем: «У нас два дня фестиваль Arctic Open». На «Ленфильме» кинопоказы прошли по билетам. Но это тоже показатель — люди пришли. Там прекрасный кинозал, и нам повезло, что редактор «Сеанса» Василий Степанов выступил модератором показа. Он хорошо знает наш фестиваль — приезжал к нам в 2018 году.
Как организатор, я сделала вывод, что людям, по большому счёту, всё равно: идёт ли конкурс, есть ли жюри, победила ли эта картина или нет… Для них важно, чтобы это был новый хороший фильм, и его представил автор. И чтобы можно было с ним поговорить. Каждый из нас хочет быть услышанным.
И для кинематографистов это тоже важно. Продюсер фильма «Нормальный только я» Михаил Шулятьев впервые встретился со зрителем. Именно у нас в Архангельске эта картина получила свои первые главные награды. Степан Бурнашов, один из создателей фильма «Ыт», вместе с нами совершил целое турне. Дарья Биневская, которая со своей «Африкой» побывала уже на множестве фестивалей, тоже с удовольствием присоединилась к нам.
«Будущее за фестивалями, которые не только раздают призы»
О том, может ли кинофестиваль стать прокатчиком и что ждёт российские кинотеатры, «Регион 29» также поговорил с главным редактором журнала «Сеанс» Василием Степановым.
— Василий, как вы считаете, опасения ассоциации владельцев кинотеатров о том, что половина кинотеатров закроется, обоснованные?
— Конечно, обоснованные. На мой взгляд, в более безопасной ситуации сейчас оказались небольшие кинотеатры, которые не являются мультиплексами. Чтобы наполнить репертуаром пяти-шестизальный кинотеатр без фильмов, которые поставляют голливудские мейджеры, нужно сильно постараться. Им сильно помогали большие релизы, в продвижение которых вкладывали огромные деньги. Сейчас, когда большие релизы ушли, у кинотеатров есть проблема — зрителю не очень понятно, на что ему идти. И перед многозальным кинотеатром она стоит намного острее, чем перед однозальным. В однозальниках люди работали, как правило, в подвижническом режиме, более гибко расписывали репертуар. Так что однозальникам, наверное, будет проще этот кризис пережить.
А вот за мультиплексы я, честно говоря, волнуюсь. Думаю, они всегда шли немного по течению, ориентируясь на большие прокатные планы. Тем более сейчас, в высокий сезон, когда должны выходить летние блокбастеры. Кинотеатры будут закрываться, от этого никуда не уйти.
— Не станет ли сейчас разрыв между массовым и авторским кино ещё более очевидным?
— Мне кажется, как такового противостояния между массовым и фестивальным кино никогда не было. Представьте — человек ест на завтрак яичницу с сосиской. Они же не противостоят друг другу, просто сосуществуют. Так же сосуществуют фестивальное кино и фильмы студий-мейджоров. Сейчас, когда российский кинорынок лишился доступа к глобальному контенту, образовавшиеся пустоты придётся чем-то заполнять. И заполняться они будут массовым российским кинематографом.
К сожалению, у нас серьёзного предложения по массовому кинематографу нет. Мы можем себе позволить производство от примерно пять больших массовых кинопроектов в год. И дай бог, пара из них будет финансово и зрительски успешна. Так что отсутствие глобальных хитов неизбежно снизит общий уровень контента. На освободившееся место хлынет то, что раньше выходило сразу на стримингах.
Увы, отреагировать молниеносно на перемены киноиндустрия не может. Кино — это сложное и медленное искусство. Фильмы делают подолгу. Негативные результаты кризиса мы видим прямо сейчас, а позитивные увидим не раньше, чем через год-полтора. Да, государство увеличило поддержку отечественной киноотрасли, эти деньги неизбежно попадут не только к студиям-мейджорам, но и к продакшнам, которые занимаются авторским кино.
Возможно, для авторского кино, которое раньше не рассчитывало на прокат, будет возможность выпрыгнуть. На каком-то отчаянном сверхусилии.
Но я не уверен, что люди, которые им занимаются, готовы совершать эти сверхусилия, чтобы доставить картину в кинотеатры. Кризис отчасти — время возможностей, но эти возможности не лежат на поверхности. Нужно очень постараться, чтобы ими воспользоваться.
— Киномарафон фестиваля Arctic Open идёт с января: кажется, наметилось движение к тому, чтобы он стал круглогодичным. Не позволит ли это ему стать той самой другой формой проката, фестивалем-дистрибьютором?
— Мне кажется, любой кинофестиваль может стать микродистрибьютором. Но организаторские усилия для этого нужны огромные.
Нужны специалисты, которые смогут работать с фильмами, оформлять прокатные удостоверения, договариваться с правообладателями, с режиссёрами, которые будут представлять фильмы, если это специальное событие, контактировать с владельцами кинотеатров.
Есть фестивали, которые могут себе позволить такую работу, и не только у нас, но и за рубежом. Например, знаменитый немецкий кинофестиваль в Оберхаузене, который занимается экспериментальным кино, имеет каталог фильмов, на прокат которых у него есть права. И любой кинотеатр может организовать программу из фильмотеки Оберхаузена. То же самое часто делают и фестивали документального кино. Например, свой каталог и платформа в интернете есть у «Артдокфеста».
Деятельность по продвижению неформатного кино не может ограничиваться фестивальной неделей. И будущее не за теми фестивалями, которые занимаются исключительно раздачей призы. Есть запрос на круглогодичную деятельность: это и показы, и мастер-классы, и творческие лаборатории. В фестивальных регламентах министерства культуры прописано, что на фестивале должны быть конкурс и жюри. А вот мне кажется, что стоит развивать новые гибридные формы существования фестивалей. Всё-таки фестиваль — это не столько светское мероприятие, сколько механизм продвижения авторского кино, которое иначе не доберется до зрителя.