Дачная амнистия — что это?
Это временные правила оформления в собственность загородной недвижимости, которые действуют до 1 марта 2026 года. Они позволяют гражданам зарегистрировать уже построенные жилые и садовые дома в упрощённом порядке без дополнительных обращений в муниципалитет и утомительного сбора документов.
Дачная амнистия поможет гражданам, которые по каким-то причинам ещё не оформили земельные участки. Воспользовавшись амнистией, они смогут избежать судебных разбирательств, чтобы доказать законность владения участком.
— Особенно это актуально для тех, кто получил дачи ещё в 90-е годы. У таких владельцев, как правило, имеются на руках старые документы, — отмечает заместитель управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Екатерина Долганова.
Отметим, что по упрощённому порядку за январь, февраль и март 2022 года жители Архангельской области зарегистрировали 530 объектов недвижимости. Это на 48 процентов больше, чем в 2021 году за аналогичный период.
В чем заключается упрощенный порядок?
1. Теперь для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок, требуется документ о предоставлении земельного участка (причем неважно, кем и когда он был выдан).
Отметим, что информация об участке должна содержаться в Едином государственном реестре недвижимости. Проверить, есть ли ваш участок в ЕГРН, можно на публичной кадастровой карте Росреестра.
Если сведения об участке отсутствуют, Росреестр самостоятельно внесет их по документу о предоставлении участка.
2. Зарегистрировать теперь можно не только садовые и жилые дома, предоставленные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального гаражного или жилищного строительства, но и:
- постройки на дачных и садовых участках, гаражи на земле, предоставленной не для предпринимательской деятельности;
- строения и сооружения вспомогательного использования на любых участках (бани, беседки, хозблоки);
- жилые дома, построенные на участке для индивидуального жилищного строительства или на приусадебном земельном участке.
Что нужно сделать для того, чтобы оформить садовый и жилой дом по упрощённой схеме?
Подготовить необходимый пакет документов:
1. Документ, который подтверждает факт владения домом. Таким подтверждением могут стать:
- документ о выделении земли организацией-работодателем;
- договор о подключении дома к сетям инженерно-технического обеспечения;
- договор об уплате коммунальных услуг или платежки по таким услугам;
- документы технической инвентаризации;
- выписка из похозяйственной книги.
2. Технический план (его готовит кадастровый инженер на основании декларации или проектной документации).
3. Заявление о постановке дома на кадастровый учет и регистрацию права на него — одно заявление на две процедуры.
Подать документы в орган регистрации граждане могут самостоятельно любым удобным способом:
- через МФЦ;
- почтовым отправлением (понадобится помощь нотариуса для засвидетельствования подписи правообладателя);
- с помощью электронных сервисов.
Также необходимо оплатить государственную пошлину за регистрацию прав.
В пресс-службе регионального Управления Росреестра отмечают, что, если площадь участка больше или меньше указанной площади в документе, при оформлении регистрируется фактическая площадь участка.