К гостям презентации вышли две Елены. Главная героиня вечера — Елена Пузанова — поэтесса, театральная зрительница, автор статей о жизни людей с инвалидностью, участница танцевального коллектива «Простор». Кажется, что эту девушку в Архангельске многие знают. Знают её улыбку. Лена не говорит привычным способом: гласные звуки не получается сложить в слова. Но она пишет. Спастика не даёт печатать руками, так что она набирает сообщения носом. И говорит — через наивно-глубокие, меланхоличные, но светлые стихи-трёхстишия, которые по аналогии с короткими японскими стихами назвали «хокку». И через Лену — свою подругу, актрису Архангельского театра кукол Елену Антушеву.
Лена и весь Архангельский театр кукол имели непосредственное отношение к книжке. Как и в театре, в начале презентации прозвенел колокольчик. И слово держала знаменитая Тётенька с колокольчиком — заведующая педагогической частью театра Марина Мельницкая. Она обратила внимание на чудесное совпадение двух праздников — Международного дня театра кукол и Дня поэзии. Далее Марина Владимировна передала слово Елене Антушевой. Именно Лена написала предисловие к книге своей подруги. Поэтому ей и рассказывать, как вообще пришла идея выпустить сборник.
Вот уже 16 лет театр кукол проводит книжные встречи по понедельникам. Сначала собирались в старом здании, потом — в Гайдаровке, потом — в новом здании. Однажды на одну из таких встреч и пришла Елена Пузанова. Ну, как пришла — на чтения её доставил монтировщик Егор, рассказала Лена Антушева.
Две Лены практически сразу начали переписываться.
— Я тогда ещё очень удивлялась, как Лена набирает текст, — рассказала актриса. — Лена сказала: «Я печатаю носом». Я попробовала — я всегда всё пробую, — у меня ничего не получилось. Носом печатать абсолютно ужасно. Но у Ленки выходит очень быстро и ловко.
Своё первое хокку, как рассказала её мама, Елена написала ещё в средней школе — задали на дом. Но незадолго до пандемии стала сочинять одно трёхстишие за другим. И идея издать их, как пояснила Елена Антушева, появилась практически сразу.
— Лена что-нибудь сочинит — одной из первых присылает мне, — рассказала Антушева. — Как тест-читателю. Я наговариваю голосовым, как звучит хокку. Я существую как её голос. Я призываю вас видеть и слышать не меня, а её. Я просто некое техническое дополнение.
Книжку издали в издательстве «Лоция» с чёрно-белыми графическими иллюстрациями молодой художницы Ольги Злобиной, ещё одной подруги автора. Первый тираж — 300 экземпляров — издали на деньги неравнодушных людей. Второй, ведь хокку ещё много, довыпустят на средства от продажи первого. Книжки можно приобрести в Архангельском театре кукол.
Сборник специально сделали карманным, «ручным», — чтобы можно было всегда носить с собой и при необходимости задавать Лене и её трёхстишиям вопросы. Гадать, но не по Пушкину, а по Пузановой.
Елена Антушева призвала читателей увидеть особый взгляд на мир, а не особенности здоровья своей подруги.
— Совершенно не важно, как перемещается и разговаривает автор сборника, — сказала Лена Антушева. — Это лишь одна из множества особенностей, которые есть у нас всех. У меня вот бессонница. А Ленке говорить сложно. У меня панические атаки, а Ленке сложно перемещаться. И что? Стихи интересны в той мере, в какой нам интересен человек, у которого свой взгляд на мир. А свой взгляд по-любому будет. Особенно, когда ты живёшь в некой вынужденной изоляции. Когда мы все сели на самоизоляцию и стали плакать, как нам плохо в четырёх стенах, я подумала, что вообще-то некоторые люди так живут всю жизнь, и это мало кого волнует. Вот так жить в четырёх стенах и при этом всё равно интегрироваться в мир настолько, насколько это возможно, — это задача на грани невыполнения. Оказывается, что сходить выпить кофе — это привилегия. Как себя чувствует человек, который не может пойти выпить кофе, когда хочет? Как себя чувствует человек, который не может пойти в театр, когда хочет? Всегда нужно кого-то об этом просить — находится в некоей зависимости, при этом, не теряя самоуважения. Мне кажется, смесь всех этих вещей создаёт совершенно уникальный взгляд на мир.
Про кофе у Елены даже есть отдельное хокку:
Запах кофе на улице!
В памяти храню,
Как сокровище…
Но изоляция и состояние запертости — и в теле, и в квартире — лишь одна из тем сборника. Да, там есть очень грустные щемящие строки:
Заперты в теле
И четырёх стенах.
Но видим небо…
Тесно не только Елене, но и попугаю в клетке, и подросшим котятам в коробке, и рыбке в аквариуме. Ведь мир так огромен…
Из норки в поле
Мышка выбраться рада
С друзьями побыть.
В хокку Елены живут её друзья — те, что поют у неё на кухне тихие песни, пьют с ней на поморской верфи чай с калитками, приносят воздушные шары, без предупреждения звонят с утра в дверь. Живёт в трёхстишиях и любовь.
Цветок распустился
В ответ на любовь.
Нежно-алый…
Презентация книжки закончилась трёхстишием, которого не было в сборнике. Но и оно, казалось, прозвучало далеко не случайно:
Вечером февральским
Щебечут птицы тихо
О мире на земле.