Вместе с депутатами в совещании приняли участие руководители крупнейших лесопромышленных предприятий и малого бизнеса, представители областного правительства, муниципалитетов, таможни и правоохранительных органов.
Как отметили на совещании, внедрение ЛесЕГАИС проходило в сжатые сроки, что очевидно отразилось на качестве программы. Контракт на её модернизацию Рослесхозом был заключён только 15 ноября.
— Бизнес-версия мобильного приложения ЛесЕГАИС была размещена Рослесхозом для открытого скачивания 31 декабря 2021 года. Фактически у лесопользователей был один день на адаптацию к новому функционалу ЛесЕГАИС, — отметил представитель «Группы «ИЛИМ» Илья Вервейко.
При этом официальные требования к гаджетам для работы с приложением не опубликованы до сих пор. Однако как показала практика, характеристики мобильных устройств очень серьёзно влияют на качество работы приложения.
— Все лесопользователи говорят о проблемах с внедрением электронного документооборота, у них много вопросов к разработчикам программы. Уже сделано около 70 обновлений этого программного обеспечения, но трудностей меньше не становится. Поэтому мы на региональном уровне стараемся держать ситуацию на контроле, при профильном областном министерстве создана оперативный штаб для оказания помощи лесопользователям, — говорит заместитель председателя областного Собрания Александр Дятлов.
Одна из основных проблем — это задержки с оформлением сопроводительных документов. На это тратится по 40 минут, а то и больше. Это задерживает вывозку древесины, несет риски недопоставок сырья на перерабатывающие предприятия, а, следовательно, и срыва экспортных контрактов.
— Потери выражаются в простоях техники, дополнительных расходах на ГСМ и дополнительный персонал. Кроме проблем с отгрузкой материалов с лесосеки, есть еще проблемы с отгрузкой балансов и пиломатериалов на экспорт, — подчеркнул представитель лесопромышленного холдинга «Сегежа Групп» Николай Иванов.
Так, программа совершенно не готова к работе с продукцией, поставляемой в контейнерах морскими судами, она не учитывает специфику работы с грузами в портах.
Представители ГК «Титан» обратили внимание на сложности использования ЛесЕГАИС при транспортировке заготовленной древесины водным путем. Так, в одном плоту, сплавляемом по реке, могут быть разные партии леса для разных грузополучателей. Есть проблемы и при транспортировке леса железной дорогой — из-за особенностей работы этого вида транспорта на каждый вагон с сырьем приходится формировать отдельный сопроводительный документ, что также отнимает много времени.
Есть и человеческий фактор. Некоторые водители лесовозов преклонного возраста начинают увольняться, так как они не готовы работать с новой техникой — многие из них с трудом пользуются кнопочными телефонами, а привыкнуть к планшетам еще сложнее. Вынужденные задержки с отправлением лесовозов из-за необходимости создавать электронные сопроводительные документы сказываются на производительности труда и зарплатах шоферов.
Глава Верхнетоемского муниципального округа Сергей Гуцало обратил внимание на проблему с поставками дров. Согласно правилам, без оформления электронных сопроводительных документов можно перевозить только 10 кубометров дров. Однако обычно поставщики перевозили за раз по 25, а то и по 40 кубов. Ограничение в 10 кубов может привести к нарастанию дефицита топлива, росту цен, а в итоге и к росту социальной напряженности. Причем повышение цен уже фиксируется в ряде муниципалитетов.
— Только на приобретение смартфонов мы потратили порядка одного миллиона рублей. Приходится также увеличивать штатную численность — нанимать дополнительных контролеров. Из-за некорректной работы программы и её низкой производительности у нас снижаются темпы вывозки леса, причем очень существенно. Поэтому приходится привлекать подрядчиков, задумываться о приобретении дополнительной техники для вывоза древесины. Всегда говорилось, что зима кормит лесозаготовителя, но мы сейчас вынужденно проседаем из-за внедрения ЛесЕГАИС, — сказал представитель компании «Регион Лес» Антон Студенцов.
Серьезное влияние на использование приложения оказывает неустойчивый прием сигнала связи в лесах, а чаще его полное отсутствие. Несмотря на то, что заверялось о возможности работы приложения в оффлайн-режиме, на практике это не совсем так. Особенно это касается северных районов области, где плохо работает даже спутниковая связь, из-за чего невозможно указать координаты загрузки лесовоза.
Из-за проблем с приложением у некоторых лесопромышленных предприятий начинают возникать сложности с подготовкой экспортной документации. По мнению представителей бизнеса, сложившаяся ситуация похожа на воспрепятствование предпринимательской деятельности, в связи с чем они намерены обращаться с жалобами в прокуратуру и к уполномоченному по защите прав предпринимателей.
Согласно озвученным на совещании сведениям ГИБДД, с начала года сотрудники региональной госавтоинспекции выявили 27 нарушений при перевозке древесины, но пока никто не оштрафован — по каждому случаю проводится разбирательство. При этом для проверки сопроводительных документов у сотрудников ГИБДД нет служебной техники — штатные планшеты не имеют выхода в интернет, поэтому инспекторы при проверке документов пользуются личными смартфонами.
— С 1 марта мы ждем вступления в силу новых подзаконных актов и новых требований. Помимо формирования электронно-сопроводительной документации, надо будет оборудовать склады для древесины: требуется их оградить, сделать таблички, настроить видеофиксацию. Это опять же дополнительная нагрузка на лесопользователей, — продолжает Александр Дятлов.
При этом такие же склады надо будет устроить в портах, но это территория других хозяйствующих субъектов и пока нет уверенности, что всё это будет работать как надо.
— Поэтому мы сейчас собираем все замечания и предложения лесопромышленников. В результате нам всем вместе надо доработать эту систему. Система ЛесЕГАИС должна работать так, чтобы всё было просто и понятно, и всем участникам лесной отрасли было удобно ей пользоваться. Пока же она не учитывает всех особенностей заготовки и транспортировки древесины, и требует доработки, — сказал Александр Дятлов.
Ожидается, что на февральской сессии областного Собрания депутаты обратятся к министру природных ресурсов и экологии РФ Александру Козлову с предложениями по совершенствованию нормативно-правовой базы применения ЛесЕГАИС.