Оксана Воскресенская назначена начальником регионального управления Минюста РФ
1/8
Общество
Как у Христа за пазухой: в Архангельском театре кукол на сцену вышли ангелы

Как у Христа за пазухой: в Архангельском театре кукол на сцену вышли ангелы

24.12.2021 12:12Мария АТРОЩЕНКО
В театре кукол — премьера спектакля «Чудо рождественской ночи» по рассказам Серебрянного века. Это сказка для взрослых о вмешательстве ангелов в жизнь людей.

Автор инсценировки Валентина Родькина объединила в одну историю о рождественских чудесах, которые происходят не без участия высших сил, четыре святочных рассказа. 

«Дитя и безумец» Валерия Брюсова — про то, как девочка Катя отправляется в Вифлием, чтобы поклониться младенцу Христу, а по пути встречает бежавшего пациента сумасшедного дома. «Ёлку Митрича» Николая Телешова — про то, как сторож решает устроить праздник для пяти «божьих детей» — сироток. «Чудесный доктор» Александра Куприна — про то, как знаменитый хирург Пирогов спас от гибели бедную семью Мерцаловых. И, наконец, «Чудо рождественской ночи» Надежды Лухмановой, и давшее название всему спектаклю — про родителей светских повес, которые идя всю жизнь разными дорогами, вдруг сходятся над кроваткой больной дочки Муси.

«Чуду рождественской ночи» позволила свершиться на сцене театра кукол режиссёр Нина Туманова. Она превратила молодых артистов театра, занятых в постановке, в ангелов. Ангелов-петербуржцев в пальто, котелках и полосатых носках. «Скоро Рождество», — шепчут они в самом начале, чтобы ненароком не выдать своего присутствия героям святочных рассказов.

На сцене художник-постановщик Алевтина Торик установила заснеженные домики, загорающиеся тёплым жёлтым светом, подиум, похожий на основание карасели, и лестницы-стремянки — ведь ангелы то и дело спускаются с облаков на землю, чтобы помочь людям и подарить им веру в чудо. Да и само то, что артисты, которые играют в живом плане, держат в руках кукол-персонажей — это уже метафора того, что за каждым человеком стоит ангел, направляющий его на путь истинный. За этой метафорой как будто стоит вера, что даже самые одинокие люди, на самом деле, не одиноки в этом мире, в то, что их судьба — в надёжных руках.

Собственно, весь спектакль ангелы тем и занимаются, что оберегают и помогают проявить свои лучшие качества. Они укладывают девочку Катюшу в кроватку, а потом ведут её, словно Настеньку по лесу. И приводят потом в руки пусть и к больному, но не злому человеку. Который так же, как и она, верит во что-то своё. 

Идею сторожа Митрича подарить «божьим деткам» ёлку ангелы всецело одобряют. Они обступают его, как соучастники, будто это им, ангелам, отставной солдат поверяет свой добрый план. И помогают с устройством праздника: когда церковный староста отказывается дать старику свечные огарки для ёлки, один из ангелов вразумляет его, пуская ему сноп бумажного снега в кукольное лицо.

В «Чудесном докторе» круглый подиум в самом деле превращается в основание карусели с лошадками, зажаренным поросёнком и горкой кажущихся золотыми мандаринами. Только это не настоящая карусель: это витрина, которая манит голодных мальчиков Мерцаловых. Дом бедной семьи сначала мрачный и холодный. Но с появлением доброго профессора туда возвращается тепло и надежда: загорается маленькая печечка-буржуйка, а лица артистов-ангелов согревает тёплый жёлтый сценический свет.

В четвёртом, заключительном, рассказе актёры играют не только в живом плане, но и одними руками из-за шторки: руки няни дарят тепло и заботу больной коклюшем девочке Мусе, а увешанные бриллиантами руки светской кокетки играют с сердцем молодого барона. Но в конце-концов именно один из ангелов напоминает молодому отцу-гуляке о Мусе. А потом осыпает с ног до головы снегом маму, напоминая и ей о дочке. Родители замирают над кроватью ребёнка, а над ними замирают небесные помощники. Яркая рождественская звезда загорается не в небе, а на ёлке. И ангелы, сделав свою работу, вновь поднимаются по лесенкам ввысь — до следующего Рождества.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.