Дмитрий Тарасов — преподаватель Архангельского колледжа культуры и искусства, режиссёр и драматург, ученик Ярославы Пулинович, арт-директор конкурса «Ремарка». Сейчас он пишет пьесу для БДТ имени Товстоногова, а параллельно был рад представить свою новую пьесу с колким названием «Не мужик» в Архангельске. Она замечательно легла на концепцию серии читок, которые режиссёр Андрей Гогун проводит в драмтеатре. В читке на камерной сцене «архдрамы» приняли участие артисты Константин Мокров, Екатерина Калинина, Кристина Ходарцевич, Екатерина Андреева и Виктор Мушковец.
После читки пьесу потом ещё и обсудили. И обсуждение вскрыло, насколько текст получился многоплановый.
Герой пьесы — 27-летний Андрей Ухватов. Вопреки фамилии, он совсем не ухватистый. Он не носитель качеств, которые в патриархальном обществе считаются традиционно «мужскими». Работает библиотекарем, окружён тремя женщинами, представительницами трёх поколений — 17-летней Ульяной, ровесницей Любой Бакшеевой и директрисой библиотеки Ириной Бойчукей, которая и по поведению, и по возрасту ему в матери годится. И все три, конечно, к нему неравнодушны: школьница Ульяна лезет целоваться и сердится, когда тот не поддаётся порыву страсти, Люба говорит о каких-то детях, которые у них могли родиться ещё лет семь назад, а Бойчукей стирает ему одежду.
Он живёт в посёлке городского типа, но не уехал, хотя «возможности были, даже слишком большие». Мечтает написать книгу, но никуда свои наброски не отправляет. ПГТ, в котором он живёт, находится в Архангельской области, и можно даже назвать точнее: ведь в пьесе порой мелькает имя Госпожи Морошки, которая поехала было в город, да вернулась назад.
Драматург определил жанр пьесы как «вневременная драма». В качестве эпиграфа он выбрал высказывание физика Леопольда Инфельда: «Время движется только когда человек думает или действует». Время в пьесе действительно как будто не движется: Андрею кажется, что десять лет своей юности он как-то проспал. И драматург опасается, что его герой так может и ещё с десяток лет проспать. Но в конечном итоге бездействие Андрея оказывается своего рода поступком.
Включение пьесы в контекст «Мужской темы» придало ей новую окраску. Драматург признался, что писал скорее о конфликте «уехать нельзя остаться». Попутно возникла ещё тема инфантилизма и взросления. Один из зрителей сказал, что Андрей вполне себе самодостаточен: у него свой дом, своё хозяйство — это ли не показатель?
Но режиссёр Андрей Гогун в рамках своего проекта предложил взглянуть на пьесу именно под этим углом старой и новой маскулинности. Он счёл, что этот «не мужик» демонстрирует вполне себе «мужские» качества, а именно — верность принципам, умение отстаивать свою позицию и противостоять нежелательным воздействиям.
При этом возникла проблема. Попытка разговора о новой маскулинности, о том, что мужчина не обязательно должен быть агрессивен, настойчив и так далее (как будто это какая-то новость!), проходила всё равно при делении человеческих качеств на «мужские» и «женские». Как будто женщина не может быть верна своим принципам и не может отстаивать свою позицию.
А ещё наметился интересный поколенческий разрыв. Молодой артист Виктор Мушковец сказал, что главный герой вел себя «не как мужик, а как мужчина». И что «мужик» — «мерзкое и отвратительное слово». Прозвучало удивительно: ведь, как правило, слово «мужик» звучит вполне себе одобрительно. «Будь мужиком!» — говорят людям вне зависимости от гендера, когда хотят встряхнуть. Вот и одна из зрительниц, не намного-то и старше молодого артиста, в русле этого представления вступилась за «мужика». Сказала: на войну ходили именно мужики.
А ещё грустно, что мир-то, может, и «поменял полюса», но Люба Бакшеева всё равно тоскует, что нет мужика, который бы стукнул кулаком по столу и сказал «Заткнись, баба!». Даром, что сама стукнуть может. И казалось, что таких Люб много и в зале.