Хотя самому виновнику торжества — серийному крупнотоннажному траулеру «Норвежское море» — петербургские минус 21°C и сковавшие Неву льды не страшны. Пожелания семи футов под килем звучат в этот раз не на палубе, как предписывает традиция, а на капитанском мостике.
Алексей Алсуфьев, председатель правительства Архангельской области, в прошлом профессиональный судостроитель, сказал так:
«На каждом корабле день поднятия флага становится памятной датой и корабельным праздником. Поэтому главные поздравления и благодарность капитану и экипажу траулера за их самоотверженный труд во время строительства и во время испытаний. И, конечно, низкий поклон Архангельскому траловому флоту и группе компаний СЗРК за верность традициям — ведь Архангельский траловый флот работает в нашем регионе уже более столетия. Это уже второй уникальный траулер, который уходит с Английской набережной в Баренцево море. Первый работает чуть меньше года, но показывает фантастические результаты. Уверен, что и второй, и третий, и последующий траулеры, которые строятся сегодня на Выборгском заводе, будут бить рекорды по промыслу».
«Норвежское море» — это второе промысловое судно, построенное в рамках госпрограммы инвестиционных квот на российских верфях. Первое, головное судно серии из четырёх траулеров-процессоров, строящихся на Выборгском судостроительном заводе для АО «Архангельский траловый флот», на промысле уже девять месяцев. Всё это время «Баренцево море» успешно работает в Северном рыбохозяйственном бассейне и добыло уже более 5,7 тысячи тонн рыбы. Кстати, рыбаки между собой прозвали его пылесосом, потому что после этого траулера в море — чистота, вся рыба собрана.
Судно высотой с девятиэтажный дом — по сути огромная плавучая фабрика по добыче и непрерывному производству рыбы. Десятки камер следят за автоматизированным траловым комплексом и ледовыми дугами корабля — по сути, гигантскими удочками с сетями для рыбалки в неспокойных северных морях. Траулер полностью автоматизирован, в пути вести его может автопилот: задал нужный курс, нажал на кнопку — и вперёд. Но для выполнения некоторых операций моряки переходят к ручному управлению: при швартовке, скажем, или выборке трала.
Внутри, между бортами высотой в десять метров — фабрика полного цикла по переработке и заморозке рыбы. Донные породы — это в основном треска, палтус, окунь. За одну минуту обрабатывается 90 рыбин. В сутки это порядка 160 тонн. Процесс практически полностью автоматизирован, готовая продукция упаковывается без участия человека. Здесь же, внутри траулера, установлено оборудование для изготовления консервов.
— Работа вахтовая: шесть часов работаешь, шесть — отдыхаешь. Иногда случаются авралы. Это при больших уловах — когда приходится работать сверхурочно. Важно успеть обработать весь улов, при большом объёме важно не потерять качество обработки рыбы, — рассказал Денис Шарашкин, помощник капитана по производству.
— На судах этого проекта впервые применена так называемая система «плавающей чистоты». Это практически десятипроцентная экономия топлива во время работы. В сутки оно экономит порядка одной тонны при суточном расходе 10–11 тонн. Величина существенная. Если умножить на срок службы судна в 25–30 лет, можно посчитать — не менее пяти, шести, а то и семи миллионов евро можно сэкономить на этом, — объясняет Николай Назаренко, заместитель директора Северо-Западного рыбопромышленного консорциума.
— Движение обеспечивает двигатель мощностью больше восьми тысяч лошадиных сил. Максимальная скорость — 15 узлов, но при промысле она снижается в три раза. Ходовые испытания прошли успешно, в этом судне исправлены недостатки первого траулера. Если на «Баренцевом море» ещё были какие‑то недочёты, то здесь они устранены практически, — отмечает Игорь Трунин, капитан траулера-процессора «Норвежское море».
Игорь Трунин знает, что говорит. Последние пару лет он почти не покидал выборгскую верфь, давая рекомендации и помогая строить для компании «Архангельский траловый флот» (входит в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум — СЗРК) такие траулеры.
Именно Игорь Трунин выводил на испытания и «Баренцево море» — судно было отмечено международными экспертами и признано лучшим в своей категории в 2020 году. Во время первого похода капитан Игорь Трунин подготовил к роли кормчего своего коллегу и тёзку Игоря Вирачева. А сам ушёл за штурвал «Норвежского моря» — вот такой капитан-тренер.
В среднем для моряков автономное плавание длится 50 суток. При изнуряющем режиме работы важны условия для отдыха. Но «Норвежское море» — это не только плавучий завод, это вполне комфортабельный отель для команды, где две кают-компании, столовая, больше похожая на кафе. Кроме того, моряки смогут заниматься в тренажёрном зале, отдыхать в сауне и принимать солнечные ванны в солярии. У моряков есть и особая территория чистоты — современные стиральные и сушильные машины. Вообще, всё на этом «рыбаке» предусмотрено до мелочей, начиная с новейшей судовой фабрики полного цикла переработки сырья и заканчивая комфортными помещениями для 49 членов экипажа: каждая удобная каюта оборудована санузлом.
Небольшие недочёты, выявленные на флагманском траулере, были устранены на первом серийном судне. За этот год, который разделил рождение двух кораблей, прогресс успел шагнуть дальше. А потому второе «Море» по сравнению с первым получило ещё больше технических отличий.
— Раньше в шторм шесть-семь баллов приходилось пережидать, убрав снасти, — рассказывает капитан. — А когда штормило ещё сильнее — прятались в норвежских фьордах. На новых траулерах можно работать и при шквалистом ветре, и в шторм.
Работая в одном из северных морей, Норвежском или Баренцевом, такие траулеры будут переходить при необходимости с одного промысла на другой. Приборы-гидролокаторы и оборудование позволяют это делать.
Всего благодаря программе инвестквот СЗРК получит четыре крупнотоннажных судна проекта КМТ-01. Последний из них, «Карское море», выборгские корабелы спустили на воду несколько дней назад.
В норвежском порту Олесунн специалисты довооружат новый траулер-процессор по контракту, настроят всё фабричное оборудование и траловый комплекс. После этого «Норвежское море», приписанное к архангельскому порту, отправится на промысловые испытания в акваторию настоящего Норвежского моря.