Как отмечают специалисты, сегодня если не каждый второй, то каждый третий школьник оказывается в состоянии школьного невроза. Как повысить успеваемость своего ребёнка и помочь ему справиться с навязчивыми школьными страхами? С этими вопросами вместе с психологом Екатериной Пятковой разобралась «Правда Севера».
«Выживешь, не выживешь»
— Школьный невроз встречается даже у первоклассников, — говорит Екатерина Пяткова. — И хотя проблема распространена, до сих пор подобный невроз не считается самостоятельным заболеванием. Такого диагноза нет. Есть лишь расплывчатое понятие — невротические расстройства, связанные со стрессом.
В основе школьного невроза — неадекватная реакция ребенка на повседневные ситуации и проблемы, возникающие в школе — это внутренний конфликт между особенностями характера, личности ребёнка, например, повышенной тревожностью, заниженной или завышенной самооценкой и ситуацией, сложившейся вокруг. Когда всё это сталкивается, начинается борьба — «выживешь, не выживешь».
И первый вопрос, который задают родители на консультациях: «Нам теперь придется менять школу?» Универсальных советов не существует. В каждой ситуации надо разбираться отдельно. Конечно, с одной стороны, если закрепится понятие, что, сталкиваясь с проблемой, надо убегать — ребёнок будет убегать от проблем по жизни. Но с другой стороны, если речь о школьной травле, то возможно ли находиться в такой ситуации дальше?
Если при попытках решить проблему вместе с администрацией школы ничего не меняется, стоит подумать о переводе ребенка. Но любые решения, безусловно, надо согласовывать и с самим ребёнком.
«Мы не будем с тобой дружить!»
Причины у невроза разные. Это не только сложности при адаптации в коллективе, агрессия, отказ в общении: «Мы не будем с тобой дружить!» Одна из главных причин невроза — конфликты с учителями.
Не у всех педагогов, к сожалению, хватает терпения, профессионализма, уважения к личности ребенка. Класс может делиться на любимчиков и отверженных — дети всё это видят. Учитель может отпускать в адрес ученика обидные реплики, замечания, провоцируя буллинг. Сталкиваясь с проявлением эмоционального насилия взрослого, а учитель, особенно в начальной школе, это практически «божество» — ребёнок теряется, испытывает сильнейший стресс.
Раньше на консультацию приходили с проблемами — тревожный ребенок, рассеянное внимание дочки, непослушание сына. Сейчас — конфликт с учителем, педагог придирается, ребенок боится идти в школу. «Каждое утро собирается, как на каторгу!» — жалуются мамы.
Школьный невроз не только мешает учиться, но и полностью убивает это желание — морально и эмоционально уничтожает. В школу не просто «не хочется идти», речь о состоянии паники. И, поверьте, ребёнок не притворяется — он так чувствует.
У меня в практике была девочка-семиклассница. Вначале учитель начала подтрунивать над её миниатюрной внешностью. Затем под прицел попали и её интеллектуальные особенности. А девочка, действительно, начала «притормаживать», так как на уроке находилась в состоянии внутреннего напряжения. В итоге съехала по предмету этого учителя, а потом и по остальным. Стала бояться ходить в школу…
Перемены в дочке, к счастью, заметила мама. Сейчас у девочки всё в порядке, но её пришлось переводить в другую школу. И это не было убеганием от проблем. Это стало решением проблемы.
От двойки до пятёрки
Спусковой крючок школьного невроза часто нажимают и сами родители: «Ну, какие сегодня оценки в школе?» Вопросов: «Что интересного ты сегодня узнал? Что тебя порадовало, огорчило?» — мы почему‑то своим детям не задаем.
И, к сожалению, донести до родителя, что ребенку порой недостает эмоционального тепла мамы или папы, бывает сложно. Родители уверены — они работают, делают для ребёнка всё! А он, вместо того чтобы принимать «всё» с благодарностью, «устраивает какие‑то истерики». Отказ посмотреть на ситуацию глазами детей, завышенные требования лишь усиливают школьный невроз.
Родители начинают ругать за тройку, двойку, не анализируя причин. Что помешало справиться с заданием? Начинаются обвинения: «Мы для тебя нанимали репетиторов! Почему ты не смог?» И каждый год из‑за экзаменов останавливаются детские сердца. Статистика страшная, но школьники погибают, не выдержав нервного напряжения.
Оценки — вещь субъективная. За оцениванием можно не разглядеть талант ребёнка. В обычной жизни оценок ведь нет. Но мы продолжаем за ними гнаться. Хотим, чтобы нас заметили, поставили «пять»…
Надо помнить об особенностях развития своего ребенка. Врожденные качества, склонности обязательно проявятся, но годам к двенадцати. До этого желательно поощрять развитие интересов, но идти в первом классе напролом: «У нас папа спортсмен! Хотим, чтобы сын занимался боксом, а он ленится!» — не стоит. Сын — не маленький папа, а другой человек. Дети долго растут и формируются. Не надо их ни с кем сравнивать. Сравнение допустимо, но с самим ребёнком: «Молодец! У тебя теперь получается лучше, чем раньше!»
Браво тем учителям, которые не жалеют сил, чтобы сплотить детей в классе общей деятельностью. Дружные классы, это давно отмечено, учатся лучше, и эмоциональная обстановка там намного благоприятнее.
Когда сосуд переполнен
Как может проявляться невроз? Через плаксивость, раздражительность, жалобы на усталость, плохое самочувствие после школы. Существуют признаки, на которые родители не сразу обращают внимание. Например, срывающийся голос ребенка, затрудненное дыхание — как будто не хватает воздуха.
Закушенные губы, влажные ладони, проблемы со сном, аппетитом, частые простуды, жалобы на боли в животе, атипичные аллергии… Могут быть и жалобы на ухудшение зрения, но проблема в психологической слепоте — ребенок не желает видеть картинку, которая разворачивается перед его глазами.
Разоблачения в стиле: «Лентяй! Ты зачем меня обманываешь?» — усугубят невроз, добавляя чувство вины.
Бывает невроз навязчивых состояний, когда одолевают навязчивые мысли, действия. Навязчивый характер приобретают страхи: «Меня вызовут к доске! Я опять получу двойку!» В голове прокручивается сценарий. Навязчивые действия приобретают характер защитного ритуала. Ребенок, выполняя их, пытается «защитить» себя — идёт в школу по определенному маршруту, пересчитывает шаги по пути, карандаши раскладывает в определенной последовательности. Это такая попытка держать хоть что‑нибудь под контролем. Длительное мытьё рук, накручивание волос на палец — это всё оттуда.
У меня на консультации была первоклассница, которая методично выдергивала волосы у себя за ушком. По словам мамы, она готовила дочку к школе «очень тщательно». Настраивалась и сама, что «всё должно быть идеально». Малышку встречали из школы, везли на гимнастику, потом были ещё какие‑то кружки — весь день в разъездах. И в какой‑то момент кудрявый ангелок просто не выдержал этого темпа. Накручивание волос на палец, выдергивание — это бессознательная попытка отгородиться, «закрыть» уши руками.
Если визуализировать детский невроз, то душа ребенка — это сосуд. Когда эмоции и переживания не получается выразить, сосуд переполняется и начинает расплескиваться. Психологическая работа была даже не с девочкой, а с мамой, так как поведение дочки — продукт маминого невроза.
Взрослые — бывшие дети
В группе риска по развитию школьного невроза дети, испытывающие повышенную тревожность, робкие, избыточно эмоциональные, мнительные, с повышенной внушаемостью. Но это могут быть и дети с чрезмерной демонстративной активностью, такие живчики: «А я здесь!» Но на самом деле им не хватает энергии справиться с задачами, которые они берут сами, и которые на них наваливают.
Истерический невроз проявляется в виде резкой боли, нарушенного дыхания, обморока, тиков, судорог. Иногда от родителей можно услышать: «Это всё спектакль! Он привлекает внимание!» Привлекает, потому что вы этого внимания ему не даете.
Школьный невроз бывает и у родителей. Проявляется в тревоге, опасениях за успешность ребенка. Усиливается невроз из‑за невозможности контролировать ситуацию: «Мы так долго выбирали педагога, но нам не повезло!» Раздражения становится больше, поддержки собственному ребенку — меньше. Взрослые — это бывшие дети. У нас может быть много своих комплексов, связанных со школой. Транслируя собственные страхи детям, мы только усиливаем их тревожность.
Во многом от родителей зависит — запомнит ли ребёнок школу, как чудное мгновение или как кошмар: «Слава богу, что всё закончилось…» Самое важное, чтобы с последним школьным звонком не закончилось желание саморазвиваться и познавать мир дальше.