В ситуации разбиралась «Правда Севера».
Дом 37 по улице Выучейского официально в этот список не входит, хотя уже несколько лет держится на подпорках, которые ремонтируют своими силами жители дома. Управляющая компания «Тайбола» на обращения о необходимости укрепить основание не реагирует, но счета за содержание дома выставляет ежемесячно.
И волны пошли по дому
В доме 37 на улице Выучейского восемь квартир, и здесь живут семьями. Татьяна с маленьким ребёнком на руках с трудом открывает входную дверь — все проёмы в доме давно перекосило.
— Наш дом впервые поехал, когда по соседству начали забивать сваи под девятиэтажку, — рассказывает она. — Так называемая точечная застройка. Сначала нас поставили на «городки», потом появились подпорки, но дом всё равно постепенно падает. Сегодня нам говорят — дом не спасти, переезжайте в манёвренное жильё. Но у нас в семье инвалид первой группы, а в комнату, которую нам предлагали, даже кровать его специальная не встаёт.
Семья ещё одной Татьяны, как и остальные жильцы дома, живёт фактически на чемоданах — все документы и необходимые на первое время вещи собраны.
— Я первый раз сильное чувство страха испытала, когда началось строительство девятиэтажки рядом, — вспоминает Татьяна. — Начали забивать сваи, и по дому волны пошли. Всё зашаталось, затряслось. Я в этот момент в квартире одна находилась, в панике выбежала из дома. Сегодня мы живём с этим чувством страха — боимся дверь на ночь закрывать, чтобы успеть выскочить, когда падать будем, подпорки уже не спасут.
Специальная конструкция, подпирающая дом, появилась здесь в 2018 году. Периодически балки ломаются из‑за того, что городки, на которых стоит дом, постепенно «рассыпаются». Сегодня угол их уклона составляет уже почти 45 градусов — это видно, если заглянуть под дом. Но аварийным дом признали только весной 2021 года. А потому он не попал ни в одну из существующих программ переселения. И таких домов на улице много.
Шесть лет — как на войне
Любовь Михайловна Собинина живёт в доме по соседству, тоже деревянном и аварийном — Выучейского, 39. Впервые порог этого дома она переступила в 1984 году, когда вышла замуж.
— Это дома речного порта, — рассказывает Любовь Михайловна. — У моего мужа мама работала там, ей и дали эту квартиру. Сначала здесь были три коммунальные квартиры, а сейчас осталась только одна, наша. И вот уже шесть лет я веду фактически войну с управляющей компанией. Крыша течёт по‑чёрному, ни одна печка в доме не работает, хотя они относятся к общедомовому имуществу, за содержание которого мы платим. Недавно сосед пошёл в туалет, только дверь открыл, как перед ним часть потолка рухнула, нам пришлось даже МЧС вызывать. А летом сараи с дровами сгорели. Такой пожар был, больше двух часов тушили. После него мы попросили управляющую компанию эти сараи восстановить, ведь отопление в доме печное. А нам заявили, что их якобы нет в границах земельного участка дома, а значит, они не являются общедомовым имуществом — стройте сами!
Квартира Любови Михайловны на втором этаже, полы здесь выгнуты дугой, двери перекошены и открываются с трудом.
— У нас по документам дом благоустроенный, оборудован центральным водоснабжением, канализацией, газифицирован, — рассказывает она. — За все эти блага нам и плату начисляют. Но газа у нас давно нет, обращения о пересчёте платы за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования остаются без ответа.
Доля муниципальной собственности в доме 39 на Выучейского — более 51 процента. В 2020 году конкурс на обслуживание дома выиграла УК «Фасад», до этого работала УК «Восход». У этих двух управляющих компаний, как у УК «Тайбола», фактически один и тот же руководитель — Алексей Белов, в отношении которого сегодня в суде рассматривается уголовное дело: из‑за некачественной работы управляйки несколько домов сошли со свай. Любовь Михайловна уже много лет ведёт с ним переписку, а также пишет жалобы в различные инстанции. Например, сегодня у неё на руках ответ за подписью директора департамента городского хозяйства Архангельска Владимира Шадрина, подтверждающий факт того, что сараи — это часть общедомового имущества и должны обслуживаться управляющей компанией в случае, если дом с печным отоплением.
«Администрацией городского округа „Город Архангельск“ будет инициировано исковое заявление о понуждении ООО „УК ‚Фасад‘ включить хозяйственные постройки для хранения дров жителями домов на территории у дома № 39 по улице Выучейского в состав общедомового имущества, а также обеспечить их дальнейшее содержание“, — сказано в ответе.
А ещё у неё заключение от регионального МЧС о том, что в доме нарушены требования пожарной безопасности — все печки неисправны, топить их нельзя.
„Ремонт печей будет проведён ООО ‚УК ‚Фасад‘ до начала отопительного сезона“ сказано в заключении.
Но на дворе сентябрь, уже были первые заморозки, а никаких работ так никто и не начинал. Ни администрация города, ни прокуратура, ни МЧС не могут заставить управляющую компанию работать.
— Этими пачками писем, ответов и жалоб даже печку не растопить, — обречённо вздыхает Любовь Михайловна и готовится писать новую жалобу.
Чудо не произойдёт
В феврале 2021 года на встрече главы Архангельска Дмитрия Морева с руководителями управляющих компаний было объявлено, что администрация сформирует рейтинг УК. И его аутсайдеры будут лишаться возможности управлять многоквартирными домами. Однако до сих пор подобного „чёрного списка“ не появилось — никак не могут сформулировать критерии, по которым оценивать качество работы управляек. Сегодня в Архангельске дома обслуживают более ста управляющих компаний. Многие из них — это, по сути, клоны предыдущих обанкротившихся организаций.
Схема для Архангельска стандартная: создаётся компания, которая заключает договоры управления многоквартирными домами, получает деньги за их содержание, которые потом по различным схемам „уводятся“ на счета других фирм. А само обслуживание домов финансируется по остаточному принципу.
Когда управляйка накапливает критический объём предписаний и долговых обязательств перед подрядчиками, она банкротится, обнуляя счета домов, которые обслуживала. На её месте создаётся новая, и так из года в год. Например, за такими компаниями, как „Семь дней“, „Мир“, „Восход“, „Облик“, „Фасад“, „Тайбола“, „Малахит“, „АРП-сервис“, „Уклад“ и другие, стоят предприниматели Сергей Торочков и Алексей Белов.
По словам Александра Шестакова, начальника управления муниципального жилищного контроля Архангельска, жалоб на работу управляющих компаний традиционно поступает много.
— Причём жалобы поступают как на компании, обслуживающие деревянный жилищный фонд, так и на обслуживающие более-менее благополучные дома — в кирпичном или панельном исполнении, — говорит он. — Жалобы бывают разные: от негорящих лампочек в подъезде до отсутствия тепла в квартирах в зимний период. С начала года в управление поступило порядка шести тысяч обращений. Растёт количество обращений, при рассмотрении которых устанавливается вина не управляющих компаний, а ресурсоснабжающих организаций — „РВК-Водоканал“, „ТКГ-2“.
Что касается жалоб на работу управляющих компаний, учредителями которых являются Сергей Торочков и Алексей Белов, то ситуация отвратительная, жалоб много. Одних только внеплановых проверок в отношении них мы провели за прошлый и этот год более 120. Подавляющее количество проверок заканчивается выдачей предписаний, некоторые из которых не исполняются. В связи с этим мы обращаемся в суд с исками о понуждении их выполнять наше предписание. Справедливости ради надо отметить, что эти управляющие компании обслуживают достаточно ветхий фонд, многие дома признаны аварийными. Но это не повод, чтобы не исполнять свои обязанности по договору управления многоквартирным домом. В конце концов, это бизнес, и, судя по количеству управляющих компаний, которые действуют на этом рынке, — вполне прибыльный. А любой бизнесмен должен оценивать свои риски. Если ты не в состоянии на этом рынке работать, так может, и уйти с него?! Да, у нас деревянные дома сходят со свай, много таких случаев. Бывает, что никакие „городки“ не помогут этому дому устоять, если у него высота цоколя метр восемьдесят, никакая шпальная отлетка не спасёт. Если дом поехал, то он упадёт. Чтобы он устоял, должно произойти чудо.
23 сентября 2021 года подвижки свайного фундамента ощутили жильцы дома 46 по улице Розы Люксембург в Архангельске. Дом был признан аварийным ещё в декабре 2020 года. Сегодня в нём проживают 12 семей, а обслуживает его УК „Тайбола“.
— В конце прошлого года мы с жильцами заползали под дом и делали фото свай, — рассказывает жительница дома Анна Жихорева. — Сваи наклонены в разные стороны: часть в сторону дороги по Розе Люксембург, а часть — в сторону проспекта Советских Космонавтов. Практически все сваи гнилые. Я написала в департамент городского хозяйства администрации Архангельска, но оттуда пришёл ответ, что сваи у нас, по информации управляющей компании, в идеальном состоянии. За всё время обслуживания дома управляйка для вида поставила один „городок“ у второго подъезда, и всё. Больше ничего не делали. Вот теперь мы ждём, когда дом с „идеальными сваями“ окончательно рухнет.
Официально:
В декабре прошлого года правительство Архангельской области утвердило региональную программу по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в Архангельске. В программу вошли 129 домов, сошедших со свай, общей площадью 59,5 тысячи квадратных метров. Архангельск получил более 196 млн рублей, из которых почти 157 млн были выделены региону из федерального бюджета после обращения губернатора Архангельской области Александра Цыбульского к Президенту РФ. Софинансирование областного бюджета составило 40 миллионов рублей.
На данный момент через конкурс закуплено 36 квартир на сумму 117 миллионов рублей. 8 сентября сроки реализации программы были перенесены с 2022 года на 2024 год.