Общество
Архангельск озарили лунные и закатные краски Архипа Куинджи
1/8

Архангельск озарили лунные и закатные краски Архипа Куинджи

Мария АТРОЩЕНКО
Выставка «Архип Куинджи и его ученики» открылась в архангельском музее ИЗО.

В экспозиции представлены более 60 шедевров из собраний Русского музея и Третьяковской галереи: около 40 пейзажей Архипа Куинджи и почти 20 картин его учеников — Николая Рериха, Григория Калмыкова, Константина Богаевского, Константина Вроблевского, Аркадия Рылова, Александра Борисова, конечно же, и других.

Открывает экспозицию портрет Архипа Ивановича кисти Ильи Репина. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда в живописи…», — писал о Куинджи Репин. Увидеть вживую это живописное чудо теперь смогли архангелогородцы.

Например, увидеть ту самую лунную краску на картине «Дарьяльское ущелье», от которой исходит серебряное свечение. Рассказывают, что Куинджи добавлял в краски алюминиевую и бронзовую пудру, чтобы придать им магического сияния. Не случайно, чтобы поддержать эту лунную тему, выставку открыли «Ноктюрном» Антона Аренского в исполнении солистов Поморской филармонии — Игоря Перфильева и Валерии Лихачёвой.

Но не только лунные, но и закатные краски мастера играют на выставке. В экспозиции, наверное, одних закатов штук десять — о, сколько же там оттенков розового, оранжевого, фиолетового… 

Краски солнца сияют в «Берёзовых рощах» — ещё одном повторяющемся пейзаже выставки. Солнечные лучи играют на белых стволах, превращая их в золото, а зелень листвы словно напитана этим светом. Солнце питает листву, а листва — весь окружающий мир: эта взаимная любовь греет зрителя, стоящего перед полотном.

По словам заведующего отделом живописи второй половины XIX–XXI века Русского музея Павла Климова, выставка носит практически ретроспективный характер.

— Архип Иванович начинал как передвижник, реалист, но постепенно дрейфовал в сторону романтизма, в сторону чувств, красок, — рассказал он. —  На выставке представлены как ранние вещи, такие как «Осенняя распутица» 1870 года, написанные во вполне передвижническом духе, где сильны социальные ноты, так и картины, написанных со второй половины 1870-х до 1900-х годов. Большая часть из них была написана уже после 1882 года, когда художник, устав от славы, замкнулся в своей мастерской и в течение 20 лет, продолжая работать, экспериментировать, никому своих работ не показывал. В начале 1900-х он начал пускать в свою мастерскую, и его собратья художники и публика увидели, что всё это время он развивался и добился не меньших свершений. Отчасти его метод был заимствован у импрессионистов, творчество которых он хорошо знал. Он познакомился с ним в Париже, где на Всемирной выставке в 1878 году его полотна имели огромный успех. 

«Осенняя распутица».«Осенняя распутица».

Примером перехода от передвижничества к романтизму может служить пейзаж «Сумерки» — тёмная дорога с крестом посреди, которую освещает месяц.

— Вот, например, картина «Сумерки», — рассказал Павел Климов. — На ней изображена дорога — архетипический мотив русской живописи. Как бы написал передвижник? Грязь, телега, которая в ней вязнет, какая-нибудь лошадёнка, мужичок… А Куинджи погружает весь этот пейзаж в темноту, намечая холмы, деревья вдали, дорогу, и помещает надо всем этим месяц. И пейзаж превращается в романтическую ночь.

Архип Куинджи проработал в Императорской Академии художеств четыре года и воспитал целую плеяду значительных и даже великих русских художников. Своих детей у него не было — ими были ученики. 

— В конце своей жизни Архип Иванович пожертвовал Академии сто тысяч на ежегодные премии для художников и 150 тысяч основанному им Обществу Куинджи, — рассказал Павел Климов. — Это были огромные деньги. А сам он жил очень скромно. Любил кормить птиц на крыше своего дома. В Русском музее даже есть такая картина художника Владимирова — «Куинджи кормит пернатых друзей». Он был человеком загадочным, замкнутым, очень романтичным. И все эти черты его характера отражались в его произведениях.

«Эльбрус».«Эльбрус».

Не случайно в преддверии раздела выставки, где представлены «Снега в горах» и другие картины Николая Рериха, висит картину Куинджи «Эльбрус». На неё белая снежная шапка сияет на солнце: смотришь на неё, почти прищурившись, и, кажется, понимаешь, откуда у Рериха такая любовь к заснеженным горным вершинам.

Александр Борисов как будто бы проявляет большую самостоятельность, чуть меньше поддаваясь влиянию великого учителя. Его интересует не тихая магия лунного света, заката или солнца, играющего на водной глади или в берёзовой роще, а суровое, не очень-то приветливое по отношению к человеку, молчание вечных льдов. Но от этого не менее прекрасное. 

Зоя Кулешова.Зоя Кулешова.

Как рассказала заведующая отделом современного искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зоя Кулешова, в экспозицию вошли не только «местные» работы Александра Борисова: одну картину специально выписали из Третьяковки. То, что Третьяков покупал картины Борисова, дорогого стоит.

Как отметила Зоя Кулешова, выставку Куинджи в Архангельске организовали не ради сенсации.

— Эту выставку мы открыли не потому, что Архип Иванович в последние годы у всех на слуху, — пояснила она. — У нас своя художественная политика. Сначала — выставка Шишкина, теперь — Куинджи. Александр Борисов был учеником обоих этих великих живописцев. Мы в нём видим и шишкинского, и куинджевского ученика. Нам интересно показать нашего художника в системе, вписать его в историю отечественного искусства.

Оксана Светлова.Оксана Светлова.

Выставочный проект готовили долго и трижды откладывали. Без поддержки министерства культуры Архангельской области не обошлось.

— Впервые коллекция работ Архипа Куинджи и его учеников представлена в Архангельске, — отметила министр культуры региона Оксана Светлова. — Такое событие нельзя пропустить. Отдельно хочу напомнить, что наша молодёжь в возрасте от 14 до 22 лет может посетить выставку по «Пушкинской карте».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.