Общество
«Символ воплощённой фантазии и рухнувшей мечты»: молодой архитектор из Каргополя воссоздал Дом Сутягина в «цифре»
1/2

«Символ воплощённой фантазии и рухнувшей мечты»: молодой архитектор из Каргополя воссоздал Дом Сутягина в «цифре»

У Павла Дикова получилась не просто визуализация легендарного небоскрёба, но и реконструкция его гибели.

На рубеже 90-00-х годов одной из главных достопримечательной Архангельска был, пожалуй, 13-этажный деревянный небоскрёб возвышающийся над Кемским посёлком в Соломбале. Здание, вытянувшееся на 44 метра, построил местный бизнесмен Николай Сутягин. В честь него выдающуюся деревяшку так и прозвали — «Дом Сутягина». Но история архитектурного сооружения продлилась недолго — в 2008 году дом подрезали до высоты в четыре этажа, остальное в мае 2012-го уничтожил пожар, начавшийся в соседней бане. От достопримечательности остались только фото и память.

Север помнит

Спустя годы о деревянном небоскрёбе вспомнили во Франции — в 2014 году, как писала «Правда Севера», макет дома Сутягина воссоздали во французской высшей национальной школе архитектуры Malaquais (Париж). А в 2017-м на почившую архитектуру города внимание обратили местные музыканты — и в Архангельске заиграла группа «Дом Сутягина».

И вот, в 2021 состоялось очередное возвращение к теме. Молодой архитектор Павел Диков, родившийся в Каргополе и закончивший Вологодский государственный университет, воссоздал в «цифре» дом с непростой судьбой и, по его словам, визуализировал то, как разрушался памятник.

К настоящему времени в «резюме» у молодого архитектора — Павел родился в 1997 году — специальное упоминание жюри в номинации «Архитектурная фантазия» всероссийского конкурса ArchiDigitalArts, а также визуализация проекта «Каргопольскому театру — быть!», который победил во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды — 2021. Как признаётся Павел, в своей работе он вдохновляется работами «бумажного» архитектора Александра Бродского.

Павел Диков. Фото из личного архива.Павел Диков. Фото из личного архива.

— Дом Сутягина — символ уникального решения, воплощения в жизнь фантазии, а также банальной несправедливости, рухнувшей мечты и сломанной судьбы человека. К сожалению, его не успели занести в Книгу рекордов Гиннеса. С позиции исторического контекста, архитектурного решения и биографии создателя — это действительно уникальный маркер времени и то, что с ним произошло потом, является отражением реальной ситуации в стране, — говорится в аннотации свежего проекта Павла Дикова.

Дом Сутягина привлёк молодого архитектора своими необычной архитектурой и трагической судьбой. Помимо 3D-модели небоскрёба, Павел также выполнил несколько его изображений. На картинках можно увидеть как ещё целое сооружение, так и здание, буквально разлетающееся на куски. Воссоздавал здание архитектор по фотографиям, на работу ушло около двух месяцев.

Изображение Павла Дикова.Изображение Павла Дикова.

Труд автора высоко оценил архитектор, краевед и историк Юрий Барашков — в прошлом, когда у Николая Сутягина начались проблемы из-за здания, он поддерживал бизнесмена и призывал сохранить небоскрёб. Также в планах у Павла Дикова — создание модели небоскрёба на 3D-принтере. Ещё одна идея — коллаб как раз с группой «Дом Сутягина». Изображения архитектора музыканты планируют использовать в своём творчестве. Можно сказать, что спустя почти десятилетие после своей «гибели», легендарная башня начинает восставать, словно феникс из пепла.

Из истории дома Сутягина

Строительство деревянного небоскрёба в Соломбале началось в 1991 году. К этому времени, как в 2014 году писала «Правда Севера», у Николая Сутягина уже была своя строительная фирма — её сотрудники и помогали в работе. По его словам, строительными работами он занимался с 60-х годов — шабашил по Архангельской области.

Тогда ещё не-небоскрёб задумывался как гостиница для иностранных гостей — с идеей построить именно такое здание к бизнесмену обратились областные власти. Дом в Кемском изначально задумывался не таким экстремальным, каким получился в итоге — всего лишь двухэтажным. Но затем, впечатлившись японскими пагодами и немецкими зАмками, Николая Сутягин решил построить дом повыше. Ещё одной причиной для строительства небоскрёба было желание видеть с его вершины Белое море — и этой цели добиться удалось.

Формально, как утверждал строитель, по документам дом был двухэтажным, а остальные 11 этажей представляли собой затейливую крышу здания. Всего на его постройку ушло три миллиона долларов. По словам бизнесмена, областные власти на первых порах оказывали его идее всяческую поддержку. Интересовались домом и туристы — их специально возили в Соломбалу посмотреть на деревянный небоскрёб.

Дом Сутягина. Изображение Павла Дикова.Дом Сутягина. Изображение Павла Дикова.

Затем по соседству с домом выросла баня — небольшая, «всего лишь» в пять этажей. Но затем идиллии пришёл конец — местные «официальные» архитекторы, которые сперва были не против проекта, начали предъявлять к нему претензии, из-за небоскрёба разволновались пожарные и местные жители. А в 1998 Сутягина посадили. По его словам — по подставному делу, по мнению правоохранителей — бизнесмен был замешан в вымогательствах. В 2000-м он освободился по амнистии — два года недостроенная, но высоченная деревянная башня потихоньку ветшала.

Уже после выхода на свободу бизнесмен не оставлял надежд превратить свой дом и окрестности в международный деловой центр, устроить там кафе, рестораны, залы для переговоров. Об этом Сутягин рассказывал в интервью журналу «Огонёк». Но воплотить эти идею в жизнь ему так и не удалось.

В 2007 году мэрия обратилась в Соломбальский суд с иском: обязать владельца снести самовольную постройку. Иск удовлетворили, так как в городе запрещено возводить постройки выше двух этажей без согласования с властями. В ноябре 2008-го приставы через СМИ объявили аукцион на снос сутягинского небоскреба — своими силами он этого делать не хотел. Работы были оценены в два с половиной миллиона рублей. В декабре того же года рабочие взялись за дело и разобрали дом до уровня четвёртого этажа. Остальное в мае 2012-го уничтожил пожар, начавшийся в соседней бане.

Спустя годы и горожане и СМИ нередко называли и называют дом Сутягина «утраченным брендом Архангельска». Хотя при его «жизни» звучали и другие характеристики — например, «замок людоеда из сказки Шарля Перро». Другими словами, отношение к нему было неоднозначным, но с тем, что это здание притягивало к себе взгляды — соглашались все.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.