А именно этим здесь и занимается целая команда архитекторов из Москвы.
— Состояние поначалу казалось лучше, чем сейчас, — рассказал архитектор-реставратор Андрей Бодэ. — Месяца два назад в интервью мы говорили, что, наверное, около половины здания может сохраниться и что будем искать пути без переборки. Сейчас здесь всё открылось, здесь провели расчистку, и я вижу, что без переборки не обойтись.
Перед переборкой придётся сделать чертежи всех стен, осмотреть и промаркивовать каждое бревно и балку, выявить повреждённые и отбраковать их. Уже после и выяснится процент замен. Дальше восстановят фундамент — он разрушился от сырости, — а после начнётся обратный процесс: сборки старинной церкви Николая Чудотворца.
— С разрешения администрации мы предварительно расчистили здание, убрали советские перегородки, — сообщил клирник Архангельской епархии Андрей Дорофейчев. — Что-то из того, что держит храм, мы ещё оставили. Мы постоянно получаем консультации пожарных, МЧС и других организаций, решаем вопрос с переносом линий электропередач, которые мешают проведению работ по расчистке храма. То есть, работа идёт на всех парах.
Работа на всех парах обеспечивается и благодаря волонтёрам. Ксения Яковлева вне этих стен — сотрудница страхового агентства. Но тут наряду со своими товарищами она чувствует причастность к чему-то большему. Святого Николая Чудотворца она считает помощником и личным покровителем, который помог родному ей человеку.
— На сегодняшний день нам не хватает ресурсов, материальной помощи, рук, и поэтому я обращаюсь к гражаднам с просьбой, чтобы они вложили частичку воей души в возрождение нового храма, — сказала Ксения. — Чтобы наше и следующее поколения ходили сюда.
Пока волонтёры оказывают посильную помощь, а архитекторы готовят новый облик церкви, её судьба решается и в правовом поле. Здание либо поставят на учёт как исторический памятник, либо расселят соседнюю пристройку и передадут епархии.
- Сейчас в нашей стране очень большими темпами развивается строительство новоделов, всяческого рода культовых сооружений, - отметила волонтёр Ольга Грипас, - но, к сожалению, к таким храмах, к их восстановлению подходят только волонтёрские организации и добровольцы.
По оценкам архитекторов-реставраторов, на восстановление такого здания уходит в среднем около трёх лет. Ведь помимо замены деревянных конструкций, нужно снова создать колокольню, от которой остался только нижний ярус. А так как исторических фотографий нет, восстанавливать будут по аналогам, некоему обобщённому образу на основе архитектуры XVII века.